19 научно-техническим прогрессом, но и активно в нем участвовать [202]. Также следует отметить, что современную личность невозможно представить без таких важнейших компонентов как мировоззрение, система ценностных ориентаций, внутренний духовный мир, потребность в самовыражении и творчестве, во все времена формируемых лишь в сложном социально-информационном взаимодействии. Это означает, что люди должны не только обладать широким кругозором общих и специальных знаний, но и одновременно быть готовыми приобрести новые, чтобы приспособиться к динамично изменяющимся условиям рынка труда. Кроме того, именно сформированность этих качеств у современного специалиста служит основой его профессиональной культуры и вхождения в поле профессиональной деятельности. Проблемы культуры и деятельности занимали ученых на протяжении многих десятилетий. Так американские культурологи А. Кребер и К. Клахорн в своем исследовании понятия «культура» отметили, что в период 1871 1950 г.г. было дано более 164 определений данного феномена, первое из которых, по их мнению, принадлежит английскому этнографу Э. Тейлору [226]. Исследуя опыт, накопленный в изучении понятия «культура», можно заметить важную особенность культуры заложенное в ней человеческое начало, единство культуры, человека и деятельности, которое по мере эволюции общества наполнялось все более широким содержанием. Философия культуры, ее принципы и методы стали выступать теоретической основой изучения и формирования как общей культуры, так и профессиональной деятельности человека. Следует также отметить, что отличительной чертой воззрений на культуру деятельности человека большинства ученых более позднего периода была опора на решение фундаментальных мировоззренческих и методологических проблем. Разрешение противоречия между потребностью общества в квалифицированных кадрах, базовой подготовкой специалистов и построением на этой основе новой образовательной парадигмы по формированию КПДЮ в условиях информатизации образования связано, в первую очередь, с поисками адекватной научной методологии. Поскольку сегодня процесс формирования специалиста любого профиля осуществляется в системе современной культуры, его качественные изменения целесообразно изучать на основе философского, личностнодеятельностного, культурологического и аксиологического подходов. |
эффективно воздействуют на сознание человека. Благодаря им появилась возможность быстро и эффективно формировать нужный тип сознания [61, с. 32]. Вследствие этого некоторые профессии теряют свою значимость, а новые специальности создаются. Более того, новые технологии изменяют характер традиционных профессий, интегрируя и взаимодействуя с ними. Содержание инженерно-технической деятельности обогащается новыми функциями и приобретает новое значение: — специалисты больше не концентрируются на одной профессии, они стремятся овладеть наибольшим числом разнообразных знаний, умений и навыков; — возрастает потребность в профессиональной мобильности инженеров; — усиливаются требования к профессиональной компетенции инженеров [239; с. 35]. Это означает, что люди должны не только обладать широким кругозором общих и специальных знаний, но и одновременно быть готовыми приобрести новые, чтобы приспособиться к динамично изменяющимся условиям рынка труда. Таким образом, первостепенное значение приобретает способность человека обучаться, развиваться, адаптироваться к новым условиям жизни и трудовой деятельности, то есть быть способным к осуществлению профессиональной мобильности. Проблема формирования профессиональной мобильности будущих инженеров интересует ученых различных направлений, потому что категория «профессиональная мобильность» находится на стыке многих наук таких, например, как философия, социология, психология, педагогика и др. [7; 19; 61; 239]. Однако ее изучение исторически было связано, прежде всего, с развитием социологии, так как именно в области социологии были начаты первые исследования категории «мобильность». 31 |