Проверяемый текст
Корягина, Ольга Валентиновна. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика вымогательства (Диссертация 1998)
[стр. 59]

будущее настолько, что создают для потерпевшего реальную возможность избежать причинения обозначенного вреда (как личного, так и имущественного), использовав те или иные меры защиты .
На это обращалось внимание в материалах судебной практики: Пленум ВС СССР рекомендовал квалифицировать как вымогательство «насилие или угрозу его применения, направленные на получение имущества в будущем, а равно предъявленное потерпевшему требование о немедленной передаче имущества под угрозой применения в будущем насилия к нему самому или к его близким, при отсутствии признаков нападения» (п.13 постановления от 5.09.86 года «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности») .
С указанных позиций, угроза немедленного применения насилия, соединенная с требованием передачи имущества в будущем, образует типичную вымогательскую ситуацию.
Ранее судимый Андреев потребовал от несовершеннолетнего Коновалова принести ему на следующий день 100 рублей под угрозой применения насилия.
На попытку Коновалова возразить Андреев ударил его головой в лицо, причинив сотрясение мозга .
Заболотный и Гринев, встретив ранее знакомого Курилова, потребовали, чтобы он принес им денег, угрожая в противном случае, применением насилия.
На полученный отказ они избили Курилова.
Очевидно, угроза применения насилия в данных ситуациях носила непосредственный характер.
Дейст-ф вия виновных были верно квалифицированы судом как вымогательство.
Теоретически можно представить себе и такую ситуацию, когда к немедленному осуществлению предлагается угроза причинения вреда близкому потерпевшего, или когда в немедленной реализации угрозы задействуются другие лица, специально для этого приглашенные.
Например, в случае хорошо организованного вымогательства, сопряженного с похищением человека 1Эта особенность вымогательства, в частности, отличает его от насильственных форм хищения.
2 Бюллетень Верховного Суда СССР.
1986.
№6; 1990.
№ 6.

3Архив Ленинского районного суда г.Ставрополя.
2000.
Д.
№1-238.
4Архив Промышленного районного суда г.Ставрополя.
1994.
Д.
№1-114.
[стр. 139]

139 вымогательской угрозы и направленность имущественного притязания.
В науке и практике сложилось представление о том, что при вымогательстве,в отличие от грабежа и разбоя, требование имущества направлено в будущее и (или) угроза применения насилия предполагается к реализации в будущем.
Уточнением данного критерия служит роль угрозы и насилия в хищении — для облегчения изъятия имущества и в вымогательстве — для принуждения к передаче имущества.
Пленум Верховного Суда СССР рекомендовал квалифицировать как вымогательство насилие или угрозу его применения, направленные на получение имущества в будущем, а равно предъявленное потерпевшему требование о немедленной передаче имущества под угрозой применения в будущем насилия к нему самому или к его близким, при отсутствии признаков нападения” (п.
13 постановления от 5
сентября 1986 г.
“О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности”)1.
Так, Курдюмов и Новожилов 17 августа 1994 г.
требовали от Ковалева и Орлова передачи им 10 млн.
руб.
Они избили потерпевших, причинив тяжкий вред здоровью Орлова, затем велели собрать деньги к 15 сентября, угрожая вЛ случае неисполнения требования убийством .
В данном преступлении и насильственные действия, и угроза были направлены на то, чтобы вынудить потерпевших передать имущество в будущем.
Корзинкин, Раков и Челышев требовали на рынке у приезжего предпринимателя Александрова 50 ОООруб., угрожая, что при выезде из города задержат его, изобьют и повредят машину3.
В этом случае требование касалось немедленной передачи имущества под страхом применения насилия в будущем.
Однако направленность вымогательских действий в будущее не способна служить самостоятельным критерием отграничения вымогательства от грабежа 1 Бюлл.
Верх.
Суда СССР.
1986.
№ 6 ; 1990.
№ 6 .

Архив Ивановского областного суда.
1996.
Д.
№ 22-412.
Архив Шуйского городского суда Ивановской области.
1994.
Д.
№ 1-656.

[Back]