Проверяемый текст
Сухов С.В. Системный подход к управлению коммерческим предприятием / Менеджмент в России и за рубежом, №6 2001.
[стр. 49]

Именно в связи с инвариантностью и практической значимостью кибернетических алгоритмов одной из важнейших предпосылок является положение о первичности модели управления по отношению к другим моделям, отражающим различные аспекты деятельности предприятия (финансовой, производственной, организационной и др.).
В частности, строго под алгоритм функционирования системы управления должна формироваться учетная политика (за исключением официальных форм отчетности), собираться маркетинговая информация, проводиться мониторинг внешней и внутренней среды.
Имеет место и обратная зависимость — ограничения на методы сбора, обработки и представления информации во многом определяются особенностями функционирования системы управления.
Регулирование параметров бизнес-процессов на предприятии осуществляется системой организационного управления (СОУ), т.е.
человекомашинным комплексом, системообразующим фактором которого является управленческое решение
[81, 82].
Отметим, что аппарат управления (менеджмент предприятия, дирекция) является только компонентом СОУ.
Другой автоматизированной составной частью СОУ выступает система поддержки принятия управленческих решений (СППУР), формирующая проекты управленческих решений.
Проект управленческого решения это оформленный в соответствии с принятыми на предприятии стандартами результат логического вывода лица, принимающего решения
(ЛИР).
Мы практически не уделяем внимания организационной структуре управления предприятием.
На наш взгляд, речь скорее должна идти о
спосовнутри бизнес-процессов.
Это обусловлено тем, что организационная структура (иерархическая, функциональная, матричная и др.) фактически является лишь субъективным способом кластеризации отдельных фрагментов бизнес-процессов по функциональным подразделениям (отделам, службам и т.д.), осуществляемым лицом, принимающим решения.
В случае пренебрежения издержками на содержание персонала организационная структура практически не оказывает влияния на
эф49
[стр. 1]

Системный подход к управлению коммерческим предприятием Сухов С.В.
Поделиться в соц.
сетях Оглавление журнала Начало формирования понятийного аппарата системных исследований1 принято относить к 50-м годам XX века и связывать с работами Людвига фон Берталанфи.
Впоследствии, благодаря трудам таких ученых, как Н.Винер, У.Эшби, У.Мак-Куллох, Г.Бейтсон, Ст.Бир, Г.Хакен, Р.Акофф, Дж.Форрестер, М.Месарович, С.Никаноров, И.Пригожин, В.Турчин возник целый ряд смежных с общей теорией систем направлений — кибернетика, синергетика, теория самоорганизации, теория хаоса, системотехника и др.
Ниже рассмотрены фундаментальные принципы и инструменты, разработанные в рамках этих направлений и позволяющие построить корректную модель управления коммерческим предприятием как сложной открытой организационной системой.
Предприятие представляет собой инструмент достижения совокупности целей, сформированных основными заинтересованными группами (в первую очередь, собственниками, высшим руководством и персоналом предприятия).
Это определение носит сущностный характер и не имеет отношения к организационно-правовой форме конкретной хозяйствующей единицы.
Целью создания коммерческого предприятия, как правило, является извлечение материально-финансовой выгоды в виде имущества (в том числе, его суррогатов) и/или дохода.
В соответствии с терминологической базой теории систем для описания процесса функционирования предприятия мы будем использовать понятие «состояние системы».
Состояние системы — это упорядоченная совокупность значений параметров (внутренних и внешних), определяющих ход процессов, происходящих в системе.
Множество значений параметров системы в различные моменты времени образует пространство состояний системы.
Функционирование предприятия, таким образом, описывается как «смещение» в пространстве состояний.
Универсальность подобного понятийного аппарата позволяет дать корректные, однозначные определения многим широко распространенным в теории менеджмента терминам.
Например, стратегия может трактоваться как проект (программа, невозмущенная траектория) «движения» предприятия в пространстве его состояний.
Коммерческое предприятие является сложной системой, в рамках которой реализуется законченное множество динамических процессов.
В теории и практике организационного управления для обозначения основного класса этих процессов принято использовать обобщенное понятие «бизнес-процесс».
Бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя (Хаммер, Чампи, 1999).
Само по себе предприятие также может рассматриваться как процесс самого высокого уровня обобщения.
Реализация бизнес-процесса всегда приводит к изменению потребительной и/или добавленной стоимости.
Процессный подход позволяет подойти к проблеме проектирования, создания и управления предприятием с «инженерных» позиций.
При этом под организационным проектированием мы понимаем развернутую во времени совокупность процедур, позволяющую сформировать определенную целенаправленную систему деятельности (предприятие).
Каждая такая процедура вмешивается в налаженный или случайный ход событий, увеличивая вероятность возникновения события цели.
Иными словами, основной задачей организационного проектирования является получение четкого ответа на вопрос: «Каким должно быть предприятие, чтобы с его помощью можно было реализовать поставленные цели?» Основу процесса организационного проектирования составляет разработка формально-логической модели предприятия, отвечающей целевым установкам основных заинтересованных групп.
Процессно-ориентированные технологии часто соотносят с так называемой «инжиниринговой» («реинжиниринговой») концепцией управления.
В связи с этим, подчеркнем, что подобный подход в теории и практике организационного развития не является чем-то принципиально новым.
Его основы были предложены еще классиками менеджмента Ф.Тейлором, А.Файолем, Г.Эмерсоном.
Общее представление об организации как о системе универсальных схем и работ было сформулировано в 20-х годах XX века в трудах А.А.Богданова, обосновавшего необходимость создания всеобщей организационной науки (тектологии) (Богданов, 1929).
В работах И.С.Ладенко, посвященных «интеллектуальным системам», был поднят вопрос о деятельности как о схемно-рефлексируемой сущности, рассмотрена общая проблематика взаимосвязи деятельности, мышления, обучения и управления на основе универсальных моделей.
Ориентированное на практику модельное описание иерархической организации как совокупности координируемых решений разработано М.Месаровичем (Месарович, Мако, Тахакара, 1973).
С.П.Никаноровым был предложен универсальный метод концептуального проектирования систем организационного управления (Никаноров, 1972, 1989).
Новый всплеск интереса к процессно-ориентированным технологиям был вызван появлением в 90-х годах концепции реинжиниринга бизнес-процессов (Ойхман, Попов, 1997; Хаммер, Чампи, 1999 и др.).
Возможность использования инженерных методик к социальной материи была доказана в целом ряде методологических работ последних десятилетий (Злотин Б.Н., Зусман А.В., 1989; Радшун Р.В., 1997; Корогодин В.И., Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н., 2000).
В частности, было показано, что все целенаправленные системы деятельности развиваются по однотипным закономерностям и поэтому опыт совершенствования такой целенаправленной деятельности как создание новых объектов техники может быть (с оговорками) перенесен в сферу социального и организационного конструирования.
Во всех этих работах за основу был взят именно процессный (инжиниринговый) подход.
В логистической парадигме в рамках бизнес-процессов выделяются отдельные операции, соответствующие им ресурсы и исполнители.
Выполнение бизнес-процесса инициируется событиями (ситуациями), а сам бизнес-процесс представляет собой одну из форм отклика на изменение параметров внешней или внутренней сред (например, изменение цен, ставок налогов, увольнение сотрудников, поступление товаров на склад, заключение контракта, выставление рекламации, выпуск нового продукта и др.).
В частности, используется понятие «логистика сервисного отклика» (service response logistics, SRL), которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей (Ballou, 1993).
Таким образом, предприятие трактуется как многоуровневая сервисная система, а управление предприятием — как регулирование параметров бизнес-процессов или параметров логистических цепочек2.
Подобный подход является основой общепринятых стандартов бизнес-моделирования (например, методологии IDEF) и методологии структурного анализа и проектирования (Structured Analysis and Design Technique, SADT), базой функционально-стоимостного анализа (Activity Based Costing, ABC) и реализуется в целом ряде программных комплексов (ARIS, IDEF/ Design, Rational Rose, SAP R/3, «Галактика», «Парус», «Эталон» и др.).
Предприятие как открытая система строит свое функционирование в существенной (хотя и не однозначной) связи с внешней средой.
Отсюда одной из центральных задач управления предприятием является задача позиционирования во внешней среде, в частности отыскание оптимального положения в сети ресурсных потоков.
Это связано с тем, что часть параметров бизнес-процессов (например, такие экзогенные величины как объем реализации продукции, ставки налогов, тарифы на энергоносители, рыночные цены, курсы валют и др.) формируется во внешней среде предприятия, что может быть интерпретировано как проявление возмущающих или ограничивающих факторов.
В тоже время, если все бизнес-процессы формализованы и построена корректная параметрическая модель управления предприятием, то природа этих факторов не имеет значения (учитывается только их динамика) (Бир, 1971).
Также напомним, что разделение параметров на «внешние» и «внутренние» весьма условно и определяется целями моделирования.
Именно наличие среди параметров бизнес-процессов динамически изменяющихся экзогенных величин делает процесс функционирования предприятия значительно менее управляемым и предсказуемым.
Последнее, в частности, выражается в снижении вероятности достижения поставленных целей.
Отсюда задача позиционирования предприятия во внешней среде (в частности, на рынке) является первичной по отношению к задаче внутренней организации бизнес-процессов.
В настоящее время известно несколько инструментов позиционирования: SWOT-матрица, PEST-матрица, SNW-матрица, модель BCG, GE/McKinsey, ADL-LC, SPACE и др.
Большинство из них строится на основе результатов качественного анализа или методом экспертных оценок, что порождает значительное количество проблем, связанных с многочисленными разночтениями при формировании конкретных моделей.
В частности, для указанных инструментов не разработаны четкие критерии классификации факторов внешней и внутренней среды, не составлены обоснованные перечни исследуемых параметров и т.д.
В связи с этим практическая значимость данных инструментов для целей управления предприятием весьма ограничена (Минцберг, Альстрэнд, Лэмпел, 2000).
По нашему мнению, задача позиционирования во внешней среде сводится к непрерывному поиску оптимального (по заданному критерию) положения предприятия в общеэкономической системе потоков материально-технических, финансовых, информационных и трудовых ресурсов.
Такая формулировка является значительно более строгой в сравнении с имеющими подходами.
Тем не менее, математически подобная задача решается с большим трудом, а точнее сводится к классической задаче оптимального управления абстрактным объектом.
Метафорически процесс позиционирования предприятия может быть представлен следующим образом.
Глобальные и макроэкономические ресурсные потоки образуют сложную многомерную сеть, каждый «узел» которой обеспечивает определенный экономический (социальный, административный и пр.) эффект от деятельности в нем.
Структура сети непрерывно видоизменяется, что в частности приводит к колебаниям эффективности работы в различных «узлах».
Реализация целевых установок предприятия возможна только в том случае, если им будет занят определенный «узел» или совокупность «узлов».
Это, собственно, и называется позиционированием.
Если мы описываем предприятие в терминах состояния, а процесс функционирования — как смещение в пространстве состояний, то упомянутая сеть будет соответствовать координатным осям n-мерного пространства.
Сложность управления предприятием состоит в том, что не только предприятие «движется» к целевому состоянию, но и само пространство, в котором происходит движение, изменяется (т.е.
имеет место динамическая система координат).
Отсюда необходимость непрерывного мониторинга внешней среды, позволяющего своевременно реагировать на изменение множества экзогенных параметров.
Важно четко различать две точки зрения на процесс позиционирования: 1) позиционирование как моделирование будущего состояния; 2) позиционирование как управленческий процесс.
Кратко поясним вторую точку зрения.
В классической теории оптимального регулирования понятие «состояние» определяется как некоторая характеристика системы, значение которой в настоящий момент времени определяет текущее значение выходной величины и оказывает влияние на ее будущее.
Несмотря на определенную расплывчатость данного определения в нем отмечен важный момент, которому часто не уделяется должного внимания.
Распространенная ошибка состоит в том, что позиционирование часто рассматривают как своеобразное управление «будущим» состоянием.
В то же время, исходя из приведенной формулировки, мы можем определить позиционирование только как воздействие на фактическое (текущее) состояние предприятия с целью достижения им в будущем целевого (заданного, планового) состояния.
Иначе говоря, управление в отличие от моделирования всегда имеет отношение только к настоящему времени.
Отдельного рассмотрения требуют вопросы встречного влияния предприятия на параметры внешней среды (этому служат мероприятия Public Relations, реклама и прочие методы стимулирования сбыта, лоббирование и др.).
В общем случае, потенциал встречного влияния определяется следующими основными характеристиками: 1) масштабы и социально-экономические результаты деятельности предприятия; 2) стратегическая значимость предприятия (принадлежность к структурообразующей отрасли, доля в структурообразующей отрасли); 3) географическая локализация предприятия и подконтрольных ему структур; 4) контроль над средствами массовой информации; 5) развитость институциональной (коммерческой и социальной) структуры, в том числе принадлежность к крупным ФПГ; 6) личные качества и достижения (в том числе, социально-политические) руководства или собственников предприятия.
Сочетание процессно-ориентированного и событийного подходов позволяет построить корректную модель управления предприятием.
Можно выделить два принципиальных подхода к формированию данной модели: «сверху-вниз» от интегральной целевой функции развития к частным параметрам оперативной деятельности (по схеме «дерева целей» или точнее по семантическому графу оценочных критериев) для построения параметрической модели предприятия; «снизу-вверх» в организационном аспекте с целью построения корректной системы распределения работ и исполнителей в рамках реализуемых бизнес-процессов.
Более подробно остановимся на особенностях первого подхода.
Процессно-ориентированные технологии организационного управления базируются на фундаментальных (в частности, кибернетических) принципах управления.
По содержанию и механизму действия организационное управление полностью соответствует классической схеме регулирования с обратной связью, что объясняется инвариантностью данной схемы по отношению к различным предметным областям и задаваемым целям функционирования.
Например, информационная часть системы бюджетирования полностью поглощается корректно построенной моделью управления, в рамках которой с помощью бюджетов осуществляется регулирование финансово-экономической составляющей деятельности предприятия.
Бюджеты при этом трансформируются в элементы стандартной системы управления по отклонениям, манипулирующей плановыми (нормативными) и фактическими показателями.
Именно в связи с инвариантностью и практической значимостью кибернетических алгоритмов одной из важнейших предпосылок является положение о первичности модели управления по отношению к другим моделям, отражающим различные аспекты деятельности предприятия (финансовой, производственной, организационной и др.).
В частности, строго под алгоритм функционирования системы управления должна формироваться учетная политика (за исключением официальных форм отчетности), собираться маркетинговая информация, проводиться мониторинг внешней и внутренней среды.
Имеет место и обратная зависимость — ограничения на методы сбора, обработки и представления информации во многом определяются особенностями функционирования системы управления.
Регулирование параметров бизнес-процессов на предприятии осуществляется системой организационного управления (СОУ), т.е.
человеко-машинным комплексом, системообразующим фактором которого является управленческое решение
(Никаноров, 1989).
Отметим, что аппарат управления (менеджмент предприятия, дирекция) является только компонентом СОУ.
Другой — автоматизированной — составной частью СОУ выступает система поддержки принятия управленческих решений (СППУР), формирующая проекты управленческих решений.
Проект управленческого решения — это оформленный в соответствии с принятыми на предприятии стандартами результат логического вывода лица, принимающего решения
(ЛПР).
Мы практически не уделяем внимания организационной структуре управления предприятием.
На наш взгляд, речь скорее должна идти о
способах корректного распределения работ внутри бизнес-процессов.
Это обусловлено тем, что организационная структура (иерархическая, функциональная, матричная и др.) фактически является лишь субъективным способом кластеризации отдельных фрагментов бизнес-процессов по функциональным подразделениям (отделам, службам и т.д.), осуществляемым лицом, принимающим решения.
В случае пренебрежения издержками на содержание персонала организационная структура практически не оказывает влияния на
эффективность деятельности предприятия.
Важное значение имеет только корректное распределение функций (работ), ресурсов и исполнителей в рамках реализуемых бизнес-процессов, учитывающее социально-психологические особенности сотрудников.
Причем исполнители не обязательно должны быть одинаково локализованы (например, в случае виртуальных предприятий, телеработы и др.).
Подводя итоги, можно отметить следующее.
Функционирование предприятия — это уникальный слабопредсказуемый (стохастический) целенаправленный процесс, в ходе которого предприятие переходит из одного состояния в другое («смещается в пространстве состояний»).
Проблема управления предприятием состоит в исследовании влияния различных внешних и внутренних событий на параметры бизнес-процессов и в корректном регулировании этих параметров для достижения требуемой эффективности функционирования всей системы.
Регулирование (управление) сводится к принятию и реализации управленческих решений.

[Back]