Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 104]

профессиональные навыки.
Новое поколение мастеров подхватывает их, совершенствует и обогащает, а со временем коллективный опыт отбрасывает все случайное, не соответствующее этнокультурным традициям.
В предметах утилитарного, практического назначения достигается гармоничное сочетание прекрасного и полезного, практической целесообразности вещи
и ее красоты.
«Непосредственно связанное с повседневным бытом человека, с убранством и отделкой жилищ, одеждой, украшениями, предметами труда, хозяйственной
утварью, декоративно-прикладное искусство Дагестана, прошло длительный и сложный путь становления и развития»1.
Дома современных мастеров декоративно-прикладного искусства со всеми произведениями имеют
функциональное и декоративно-прикладное значение.
В народных художественных промыслах
наиболее ярко проявляются самобытные традиционные формы национальной культуры.
Этнолингвистическое многообразие, географическое положение, особенности исторического развития в прошлом и другие факторы наложили определенный отпечаток на характер народного искусства, где множественность «цветущей сложности» предполагает внутреннюю гармонию.
Дагестан традиционно называют страной гор и горой языков, но также и страной мастеров.
Можно обнаружить исключительное художественное качество деревянных конструкций опорных столбов, «ларя-цагура», ковров,
серебряных, гончарных, инкрустированных, филигранных изделий, покрытых великолепным резным геометрическим и растительным орнаментом микрокосмом, в котором отражается макрокосм.
Искусство и культура дагестанских народов имеют глубокие местные исторические корни, развиваются на местной основе и в тесном взаимодействии с искусством и культурой других народов Кавказа, Востока 1 Маммаев ММ.
Декоративно-прикладное искусство Дагестана.
Махачкала, 1989.
С.
.5.

105
[стр. 259]

мастеров подхватывает их, совершенствует и обогащает, а время и коллективный опыт отбрасывает все случайное, не соответствующее этнокультурным традициям.
В предметах утилитарного, практического назначения достигается гармоничное сочетание прекрасного и полезного, практической целесообразности вещи
с ее красотой.
«Непосредственно связанное с повседневным бытом человека, с убранством и отделкой жилищ, одеждой, украшениями, предметами труда, хозяйственной
утварыо, декоративноприкладное искусство Дагестана, прошло длительный и сложный путь становления и развития»1.
Дома современных мастеров декоративно прикладного искусства со всеми произведениями имеют
до сих пор и функциональное и декоративно прикладное значение.
В народных художественных промыслах
обнаруживается наиболее яркое проявление самобытных традиционных форм национальной культуры, восходящее своими истоками к глубинным пластам народного искусства, где этнолингвистическое многообразие, географическое положение, особенности исторического развития в прошлом и другие факторы наложили определенный отпечаток на характер народного искусства, где множественность «цветущей сложности» предполагает внутреннюю гармонию.
Дагестан традиционно называют страной гор и горой языков, но также и страной мастеров.
Можно обнаружить исключительное художественное качество деревянных конструкций опорных столбов, «ларя-цагура», ковров,
серебренных, гончарных, инкрустированных, филеграниых изделий, покрытых великолепным резным геометрическим и растительным орнаментом микрокосмом, в котором отражается макрокосм.
Самобытность искусства и культуры дагестанских народов, имеет глубокие местные исторические корни, развивающиеся на местной основе и в тесном взаимодействии с искусством и культурой других народов Кавказа, Востока и Запада по причине прохождения шелкового пути через Дагестан, связывающий Европу и Азию.
МаммасвМ.
М.
Декоративно-прикладное искусство Дагестана.
Махачкала.
1989.
С.
.5.


[стр.,272]

сопереживание, но и сотворчество, имеющее моральное измерение.
«Национальный» танец соответствует менталитету, то есть стереотипу поведения субъектов этноса, закрепляющий историческую данность как память в костюме, сюжете и жестах, характерных данной эпохе в данное время.
Танец не знак культуры, а живой язык, несущий информацию, как о прошлом этноса, так и о настоящем менталитете этноса, то есть содержащий как единичное, частное, сегодняшнее, так и особенное уникальное, основанное на общечеловеческих началах языка танца.
Следующим видом искусства, где наиболее ярко выражен индивидуальный и этнокультурный стиль и выражено эстетическое восприятие мира это декоративно прикладное искусство, которое является неотъемлемой составной частью художественной культуры этноса.
В предметах утилитарного, практического назначения достигается гармоничное сочетание прекрасного и полезного, практической целесообразности вещи
с ее красотой.
Важным здесь является то, что нет раздсленности между художественным производством и художественным потреблением, жилой дом и музей, мастер и зритель не разделены.
Еще одной формой выражения этнокультурной традиции, где этическое и эстетическое находятся в синкретизме является эпос.
Эпос как выражение ненаслсдствеиной памяти этнокультурной традиции, существует у всех культур, являясь невербальных языком культуры и связан с мифом и космогонизмом.
Можно провести сравнительный анализ различных эпосов и обнаружить схожесть выполняемых функций им для преемственности культуры.
Так греческий эпос во многом схож с нартским эпосом: бессмертием богов, способностью их спускаться в подземелье, возносится в небеса, семейной иерархией, синкретизмом этического и эстетического, то есть тождеством добра и красоты и зла и безобразного.
Эпос отражает особенное в географическом, историческом и особом стереотипе поведения, всеобщим служат элементарные нормы нравственности, единичным оценка поступков по принципу добрые красивые или злые некрасивые, со273

[Back]