и Запада. Немаловажную роль во взаимопроникновении культур играло прохождение через Дагестан шелкового пути, связывающего Европу и Азию. Локальные, региональные и этнические особенности народного искусства Дагестана обусловлены особенностями культурно-исторического развития дагестанских народов, «своеобразием их жизненного уклада, уровнем их социально-экономического развития, даже природногеографической средой и целым рядом других обстоятельств»’ . При относительной этнографической изоляции в прошлом дагестанские народы не жили замкнуто и совершенно оторвано друг от друга. Культурные, торговые, политические и иные связи поддерживались регулярно, достижения в области художественной культуры и искусства одних народов передавались другим. Общность этногенеза и условий жизни горцев Дагестана и их исторических судеб определила единство их материальной и духовной культуры, в которой признаки общности преобладают над признаками различия. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана зиждется на богатых традициях прошлых веков. Народные умельцы в своем творчестве опираются на громадный опыт многих поколений талантливых мастеров. Успешно развиваться и дальше это искусство может при вдумчивом освоении многовекового опыта профессионального мастерства и при условии творческого осмысления всего ценного и прогрессивного из той богатой сокровищницы прошлого, что была создана в течение столетий предшествующими поколениями народных мастеров. Еще одной формой выражения этнокультурной традиции, где этическое и эстетическое находятся в синкретизме, является эпос. Эпос, выражая ненаследственную память при сохранении традиции, существует у всех культур. Являясь невербальным языком культуры, он связан с мифом, космогонизмом. 2 Магомедов Р.М. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1971. С. 6. 106 |
Локальные, региональные и этнические особенности народного искусства Дагестана были обусловлены особенностями культурноисторического развития дагестанских народов «своеобразием их жизненного уклада, уровнем их социально-экономического развития, даже природногеографической средой и целым рядом других обстоятельств»1. При относительной этнографической изоляции в прошлом дагестанские народы не жили, замкнуто и совершенно оторвано друг от друга. Культурные, торговые, политические и иные связи поддерживались регулярно, достижения в области художественной культуры и искусства одних передавались другим. Общность этногенеза и условий жизни горцев Дагестана и их исторических судеб определили единство их материальной и духовной культуры, в которой преобладают признаки общности над признаками различия Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана зиждется на богатых традициях прошлых веков. Народные умельцы в своем творчестве опираются на громадный опыт многих поколений талантливых мастеров. Успешно развиваться и дальше это искусство может при вдумчивом освоении многовекового опыта профессионального мастерства и при условии творческого осмысления всего ценного и прогрессивного из той богатой сокровищницы прошлого, из того наследия, что было создано в течении столетий предшествующими поколениями народных мастеров. Следующей формой выражения этнокультурной традиции, где этическое и эстетическое находятся в синкретизме является эпос. Эпос, выражая ненаследственную память при сохранения традиции, существует у всех культур, являясь невербальным языком культуры, связан с мифом, космогонизмом. Можно провести сравнительный анализ различных эпосов и обнаружить схожесть выполняемых им функций для преемственности культуры. 1 Магомедов Р. М. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала. 1971. С. 6. 261 |