Связь знака и значения для эпического сознания иная, нежели для современного человека, она демонстрируется на практике табуированием имен, запретом на произнесение определенных имен, сокрытием имен в определенных ситуациях и двойными именами. Примеры магического использования имен можно найти во многих источниках по первобытной культуре. В «Золотой ветви» Дж. Фрезера воины племени сулка в Новой Британии в случае близкого нахождения вблизи земель своих врагов гектеев называют их «гнилые стволы деревьев» «о 1арз1ек». Они полагают, что тем самым придают своим врагам слабость, тяжесть и неуклюжесть. У многих этнических групп, например ингушей, ногайцев, кумыков, до сих пор существует запрет на произнесение имен близких родственников мужа. Запрету подвергается и произнесение имен покойников, чтобы не потревожить их дух. Знак в эпосе аналогичен собственному имени. Номинационный характер эпического семиозиса подтверждается мифологическими сюжетами. По мнению Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского, тип семиозиса, характерный для мифа, это номинация. Примером тому служит табу, накладываемые на имена собственные, и табуирование имен нарицательных. «Мифологическое сознание имеет замкнутый в себе характер и принципиально непереводимо в план иного описания. Поэтому миф может быть постигнут только изнутри, а не извне. И в то же время носители современного сознания способны постигнуть миф, благодаря гетерогенности мышления современного человека, которое сохраняет в себе определенные пласты, изоморфные мифологическому языку»1. Общественное сознание любой эпохи имеет гетерогенный характер, оно многослойно и многомерно. В силу этого мифологический тип мышления и сознания никогда не умирал, а только модифицировался. Иллюстрацией этому служит эпоха Петра I. В эпоху реформ Петра I 1 Мифологизмы мышления древних // Материалы 2-го Международного конгресса. Эпосы народов мира и их роль в миротворческой миссии России и Кавказа. Краснодар, 1997. С. 13. 108 |
Примеры магического использования имен можно найти во многих источниках по первобытной культуре. В «Золотой ветви» Дж. Фрезера воины племени сулка в Новой Британии в случае близкого нахождения вблизи земель своих врагов гектеев называют их «гнилые стволы деревьев» «о 1арз1ек». Они полагают что тем самым сообщают своим врагам слабость, тяжесть и неуклюжесть. У многих этнических групп, таких как ингуши, ногайцы, кумыки, до сих пор существует запрет на произнесение имен близких родственников мужа. Запрету подвергаются и произнесение имен покойников, чтобы не потревожить их дух. Знак в эпосе аналогичен собственному имени. Номинационный характер эпического семиозиса подтверждается мифологическими сюжетами. По мнению Ю.М. Лотмана и Б.А. Успнеского тип семиозиса, характерный для мифа это номинация. Примером тому служит табу, накладываемые на имена собственные и табуированис имен нарицательных. «Мифологическое сознание имеет замкнутый в себе характер и принципиально непереводимо в план иного описания. Поэтому «миф может быть постигнут только изнутри, а не извне. И в то же время носители современного сознания способны постигнуть миф, благодаря гетерогенности мышления современного человека, которое сохраняет в себе определенные пласты, изоморфные мифологическому языку»1. Общественное сознание любой эпохи имеет гетерогенный характер, оно многослойно и многомерно. В силу этого мифологический тип мышления и сознания никогда не умирал, а только модифицировался. Иллюстрацией этому служит эпоха Петра 1. В эпоху петровских реформ сотворение «новой» и «златой» России мыслилось как полная замена имен: перенесение столицы и дача ей «иноземного» названия, изменение титула главы государства, названий чинов и учреждений, перемена местами «своего» и «чужого» языков в быту. В соответствии с мифологическими принципами смена наименований мыслится не просто как 1 Мифологнз.мы мышления древних. // Материалы 2 г о международного конгресса. Эпосы народов мира и их роль в миротворческой миссии России и Кавказа. Краснодар. 1997. С. 13. 263 |