Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 108]

сотворение «новой» и «златой» России мыслилось как полная замена имен: перенесение столицы и дача ей «иноземного» названия, изменение титула главы государства, названий чинов и учреждений, перемена местами «своего» и «чужого» языков в быту.
В соответствии с мифологическими принципами смена наименований мыслится не просто как
процесс переименования, а как процесс уничтожения старой вещи и порождение новой.
Современная эпоха также сопровождается переименованием городов, улиц, государственных и общественных учреждений, переименованием должностей.
Часто такое переименование используется как возвращение в мир «истинных» ценностей.
В гомеровскую эпоху нет ни одного социально-полезного навыка, который бы обходился без покровительства имени бога.
С другой стороны, все эти имена сплетены кровнородственными отношениями в целостную и конечную по числу имен систему, составляя скелет социальной памяти, которая служит сохранению навыков, знаний и представлений, передаче их из поколения в поколение и
обновлению необходимыми навыками для жизнеобеспечения этносистемы.
Бог в древнегреческом эпосе что-то вроде справочника, откуда человек (грек) познает искусство жить и трудиться.
В системе типа Олимпа нет возможности индивидуального творчества, нет выбора, нет абстракции, выхода во всеобщее.
Однако «при отсутствии субъектно-объектных отношений существует такая связь по отношению между словом и делом, причем между словом и делом существует совершенное взаимопонимание, отношение, фиксирующее примат слова над делом, подчинение и точное исполнение дела по слову»1.
Основные принципы эпоса: 1) общее происхождение; 2) циклическое перерождение (рождение, детство, отрочество,
юность, зрелость, старость, 1 Вольская Н.С.
Субъект-объектные отношения в эпосе // Эпосы народов мира и их роль в миротворческой миссии России и Кавказа.
Краснодар, 1997.
С.
13.

109
[стр. 262]

Примеры магического использования имен можно найти во многих источниках по первобытной культуре.
В «Золотой ветви» Дж.
Фрезера воины племени сулка в Новой Британии в случае близкого нахождения вблизи земель своих врагов гектеев называют их «гнилые стволы деревьев» «о 1арз1ек».
Они полагают что тем самым сообщают своим врагам слабость, тяжесть и неуклюжесть.
У многих этнических групп, таких как ингуши, ногайцы, кумыки, до сих пор существует запрет на произнесение имен близких родственников мужа.
Запрету подвергаются и произнесение имен покойников, чтобы не потревожить их дух.
Знак в эпосе аналогичен собственному имени.
Номинационный характер эпического семиозиса подтверждается мифологическими сюжетами.
По мнению Ю.М.
Лотмана и Б.А.
Успнеского тип семиозиса, характерный для мифа это номинация.
Примером тому служит табу, накладываемые на имена собственные и табуированис имен нарицательных.
«Мифологическое сознание имеет замкнутый в себе характер и принципиально непереводимо в план иного описания.
Поэтому «миф может быть постигнут только изнутри, а не извне.
И в то же время носители современного сознания способны постигнуть миф, благодаря гетерогенности мышления современного человека, которое сохраняет в себе определенные пласты, изоморфные мифологическому языку»1.
Общественное сознание любой эпохи имеет гетерогенный характер, оно многослойно и многомерно.
В силу этого мифологический тип мышления и сознания никогда не умирал, а только модифицировался.
Иллюстрацией этому служит эпоха Петра 1.
В эпоху петровских реформ сотворение «новой» и «златой» России мыслилось как полная замена имен: перенесение столицы и дача ей «иноземного» названия, изменение титула главы государства, названий чинов и учреждений, перемена местами «своего» и «чужого» языков в быту.
В соответствии с мифологическими принципами смена наименований мыслится не просто как
1 Мифологнз.мы мышления древних.
// Материалы 2 г о международного конгресса.
Эпосы народов мира и их роль в миротворческой миссии России и Кавказа.
Краснодар.
1997.
С.
13.

263

[стр.,263]

процесс переименования, а как процесс уничтожения старой вещи и порождение новой.
Современная эпоха также сопровождается переименованием городов, улиц, государственных и общественных учреждений, переименованием должностей.
Часто такое переименование используется как возвращение в мир «истинных» ценностей.
В гомеровскую эпоху нет ни одного социально-полезного навыка, который бы обходился без покровительства имени бога.
С другой стороны, все эти имена сплетены кровнородственными отношениями в целостную и конечную по числу имен систему, составляя скелет социальной памяти, которая служит сохранению навыков, знаний и представлений, передаче их из поколения в поколение и
обновляя необходимыми навыками для жизнеобеспечения этносистемы.
Бог в древнегреческом эпосе что-то вроде справочника, откуда человек (грек) познает искусство жить и трудиться.
В системе типа Олимпа нет возможности индивидуального творчества, нет выбора, нет абстракции, выхода во всеобщее.
Однако «при отсутствии субъектно-объектных отношений, существует такая связь по отношению между словом и делом, причем между словом и делом существует совершенное взаимопонимание, отношение, фиксирующее примат слова над делом, подчинение и точное исполнение дела по слову»1.
Основные принципы эпоса: 1) общее происхождение; 2) циклическое перерождение (рождение, детство, отрочество,
юношество, зрелость, старость, смерть и одновременно новое рождение) 3) борьба добра и зла.
Эти принципы идентичны для космогонии античной, нартской, полинезийской и т.
д.
Культура начинается тогда, когда осознается роль социального опыта, которую олицетворяют прошедшие детскую (усвоив игровым способом коллективный опыт) и юношескую (инициацию) ступени, старики как воплощение социальной памяти.
Старики осуществляют функции хранения обычаев, обрядов, традиций и в то же время являются социальными цензо1 Вольская Н.
С.
Субъект-объектные отношения в эпосе.// Эпосы народов мира и их роль в миротворческой миссии России и Кавказа.
Краснодар.
1997.
С.
13.

[Back]