Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 109]

смерть и одновременно новое рождение); 3) борьба добра и зла.
Эти принципы
присутствуют в космогонии античной, нартской, полинезийской и т.
д.
Культура начинается тогда, когда осознается роль социального опыта, которую олицетворяют прошедшие детскую (усвоив игровым способом коллективный опыт) и юношескую (инициацию) ступени старики как воплощение социальной памяти.
Старики осуществляют функции хранения обычаев, обрядов, традиций и в то же время являются социальными
цензорами, следящими за правильностью выполнения социальных нормативов и стандартов деятельности, передаваемых устно в неизменном виде.
Анализ духовной культуры домусульманского периода дагестанцев может дать определенную картину мировоззрения.
Больше всего о мировоззрении древних дагестанцев можно
узнать в материалах народного эпоса, легендах и преданиях.
Народный эпос представляет собой единственный источник сохранения и передачи истории домусульманского периода
развития Дагестана, который не имел единой письменности вследствие свой изолированности.
Все, что мы имеем на сегодня, сохранилось благодаря устному народному творчеству.
Наибольший интерес в этом плане представляют следующие дошедшие до нас сказания: «О Шарвили», «Парту Патима», «Дюнк Батыр», «О Надыршахе».
В этих преданиях
находят отражение древние верования, обычаи, нравственные и эстетические представления народа.
Анализируя произведения народного эпоса,
мы видим, что самой главной особенностью этих памятников культуры является возникновение их на мифической основе.
Выдающимся памятником, определяющим мифическое сознание людей, является сказание «О нартах».
Сюжеты мифического характера в этих произведениях непосредственно связаны с антропоморфизмом и тотемизмом очеловечиванием окружающего мира, перенесением облика и свойств человека на предметы окружающей среды, но чаще на животных.
Сказание дает представление о космогонических воззрениях
по
[стр. 263]

процесс переименования, а как процесс уничтожения старой вещи и порождение новой.
Современная эпоха также сопровождается переименованием городов, улиц, государственных и общественных учреждений, переименованием должностей.
Часто такое переименование используется как возвращение в мир «истинных» ценностей.
В гомеровскую эпоху нет ни одного социально-полезного навыка, который бы обходился без покровительства имени бога.
С другой стороны, все эти имена сплетены кровнородственными отношениями в целостную и конечную по числу имен систему, составляя скелет социальной памяти, которая служит сохранению навыков, знаний и представлений, передаче их из поколения в поколение и обновляя необходимыми навыками для жизнеобеспечения этносистемы.
Бог в древнегреческом эпосе что-то вроде справочника, откуда человек (грек) познает искусство жить и трудиться.
В системе типа Олимпа нет возможности индивидуального творчества, нет выбора, нет абстракции, выхода во всеобщее.
Однако «при отсутствии субъектно-объектных отношений, существует такая связь по отношению между словом и делом, причем между словом и делом существует совершенное взаимопонимание, отношение, фиксирующее примат слова над делом, подчинение и точное исполнение дела по слову»1.
Основные принципы эпоса: 1) общее происхождение; 2) циклическое перерождение (рождение, детство, отрочество, юношество, зрелость, старость, смерть и одновременно новое рождение) 3) борьба добра и зла.
Эти принципы
идентичны для космогонии античной, нартской, полинезийской и т.
д.
Культура начинается тогда, когда осознается роль социального опыта, которую олицетворяют прошедшие детскую (усвоив игровым способом коллективный опыт) и юношескую (инициацию) ступени, старики как воплощение социальной памяти.
Старики осуществляют функции хранения обычаев, обрядов, традиций и в то же время являются социальными
цензо1 Вольская Н.
С.
Субъект-объектные отношения в эпосе.// Эпосы народов мира и их роль в миротворческой миссии России и Кавказа.
Краснодар.
1997.
С.
13.


[стр.,264]

рами, следящими за правильностью выполнения социальных нормативов и стандартов деятельности, передаваемых устно в неизменном виде.
Или всетаки изменялись? Существуют ли механизмы корректировки социального опыта? Анализ духовной культуры домусульманского периода дагестанцев может дать определенную картину мировоззрения.
Больше всего о мировоззрении древних дагестанцев можно
судить по материалам народного эпоса, легендам и преданиям.
Народный эпос представляет собой единственный источник сохранения и передачи истории домусульманского периода
Дагестан не имел единой письменности вследствие свой изолированности.
Все, что мы имеем на сегодня, сохранилось благодаря устному народному творчеству.
Наибольший интерес в этом плане представляют следующие дошедшие до нас сказания: «О Шарвили», «Парту Патима», «Дюнк Батыр», «О Надыр шахе».
В этих преданиях
мы находим отражение древних верований, обычаев, нравственных и эстетических представлений народа.
Анализируя произведения народного эпоса,
видим, что самой главной особенностью этих памятников культуры является возникновение их на мифической основе.
Выдающимся памятником определяющим мифическое сознание людей, является сказание «О нартах» .
Сюжеты мифического характера в этих произведениях непосредственно связаны с антропоморфизмом и тотемизмом очеловечиванием окружающего мира, перенесением облика и свойств человека на предметы окружающей среды, но чаще на животных.
Сказание дает представление о космогонических воззрениях
дагестанцев.
В нем говорится о начальных этапах появления человеческого общества.
«Имеется стихотворное вступление к несохранившемуся нартскому сказанию, в котором говорится о создании богом «Паша-пай» неба, звезд, овец, пастуха»1.
Интерес представляет космологическое объяснение возникновения мира: «На небольшом участке суши, окруженном водой (морем) жили старик со старухой.
1 Халидов М.Р.
Мифологичесхий и исторический эпос народов Дагестана.
Махачкала.
1982.
С.
270.
265

[Back]