этом свои просьбы они обращают не к «Аллаху», а к «Тенгери» у кумыков, к «Алпан» у лезгин и т. д. Основными нравственными понятиями периода господства мифологического сознания выступают «сила» и «героизм». .Подтверждением этого является период рождения нартов. «Нарты герои древних эпических сказаний не только народов Дагестана, но и других кавказских народов: осетин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей; грузинских этнических групп: сванов, рачинцев, хевсуров. Многие образы и имена нартов, сюжеты в национальных версиях эпоса почти идентичны»1. Нарты не люди: «могучие воины-богатыри, носители позитивного начала, которые вместе с местными жителями охраняют земли, роднятся с местными героями, например, Сеска Солса выдал свою дочь за Кинда Шао» . Нарты также не являются языческими богами, но находятся в родственных отношениях с последними. Уазырмес сын дочери морской богини, Дзахуш сын Тлепша, бога кузнечного ремесла. Нарты не только дружат с богами, но и выступают богоборцами; так, им удалось высвободить Насрен Жаче, прикованного к вершине гор цепями богом Пако за попытку вернуть нартам огонь. Нарты обладают даром перевоплощения: например, Сырдон оборачивается стариком, старухой, молодой девушкой, шапкой, он же спускается в подземный мир и возвращается из него»1 2 3. Сосруко посылает стужу, чтобы одолеть Иныжа, туман, чтобы победить Татреша. Таким образом, в творчестве мифов субъекты этноса отражают свои воззрения на мир и место их самих в этом мире. Прослеживается антропоморфизм, синкретизм природы с обществом. Субъект еще не осознает себя вне системы природы. В сказаниях о нартах отражено, кроме понятий добра и зла, которые налицо, еще понятие справедливости. Нарты не 1 Канаев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. 1991. С. 388. 2 Там же. С. 342. 3 Мижаев М.И. Нартский эпос // Советская энциклопедия. Т. 6. С. 351. 112 |
Это были первые люди, появившиеся на земле и забывшие, откуда пришли и от кого родились»1. В поэме ничего не говорится об акте творения, но поставлена проблема первоосновы мира, в качестве которой выступает вода. Подобные же мотивы характерны и для мифологии других народов. Так, «у аборигенов Центральной Азии... существуют предания о том, что когда-то Л все было покрыто водой» . Этот же мотив встречается и в «Иллиаде», где говорится, что «от древней реки «Оксан» все родилось»1 2 3, это же характерно и для древнеиндийской мифологии. Отражаемая в сказаниях эпоха имеет более всего отношение к дорелигиозному периоду истории Дагестана. Здесь нет ни одного упоминания о религиозных богах, а также о мусульманских пророках и святых. Но в то же время встречается образ «Пеша-пай» «бога дождя»4. Наряду с богом дождя представлен бог солнца «Ала-псхъ». Шихсаидов А.Р. пишет, что один из главных божеств, бог огня, у лезгин называется «Алпан»5 Обращает на себя внимание то, что до сих пор сохранились обряды «вызывания» дождя, для этого исполняющие заклинания песни или заклинания просьбы, посещают каждый дом, собирая пожертвования, и при этом свои просьбы обращают не к «Аллаху», а к «Тенгери» у кумыков, к «Алпан» у лезгин и т.д. Основными нравственными понятиями периода господства мифологического сознания выступает «сила» и «героизм». Подтверждением этого является период рождения нартов. «Нарты герои древних эпических сказаний не только народов Дагестана, но и других кавказских народов: осетин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей; грузинских этнических групп: сванов, рачинцев, хевсуров. Многие образы и имена нартов, 1 Халидов. М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала. 1982. С. 86. 2 Мифы древней Индии, М., 1982. С. 15. 3 Рожа нс кий И. Д. Анаксагор. М., 1972. С. 40-41 * Назарсвич А. Ф. Охотничий эпос. Махачкала. 1963. С. 142. 5 Шихсаидов А. Р. Эпиграфические памятники Дагестана как исторический источник. М.1984. С. 364. 266 сюжеты в национальных версиях эпоса почти идентичны»1. Нарты не люди: «могучие воины-богатыри, носители позитивного начала, которые вместе с местными жителями охраняют земли, роднятся с местными героями, например, Сеска Солса выдал свою дочь за Кинда Шао»1 2. Нарты также не являются языческими богами, но находятся в родственных отношениях с последними. Уазырмес сын дочери морской богини, Дзахуш сын Тлепша, бога кузнечного ремесла. Нарты не только дружат с богами, но и выступают богоборцами; так, им удалось высвободить Насрен Жаче, прикованного к вершине гор цепями богом Пако за попытку вернуть нартам огонь. Нарты обладают даром перевоплощения: например, Сырдон оборачивается стариком, старухой, молодой девушкой, шапкой, он же спускается в подземный мир и возвращается из него»3. Сосруко посылает стужу, чтобы одолеть Иныжа, туман, чтобы победить Татреша. Таким образом, в творчестве мифов субъекты этноса отражают свои воззрения на мир и место их самих в этом мире. Прослеживается антропоморфизм, синкретизм природы с обществом. Субъект еще не осознает себя вне системы природы. В сказаниях о нартах отражены, кроме понятий добра и зла, которые налицо, еще понятие справедливости. Нарты не только пример для подражания, но и воплощение мечты, неограниченности, свободы, всесилия не только против зла, но и природной стихии. «Сатана благодаря чудесному зеркалу видит все, что происходит на земле. Селса спускается в подземный мир и возвращается из него»4. Идейную основу нартского эпоса составляют заветы богатырства, лежащие в основе понятия нарт как героического типа. Богатырские заветы представляют собой нечто иное, как эстетический идеал героев, их физическое и нравственное кредо: «Первый из заветов богатырства любовь к своему на1 Каласв Б. Л. М. М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. 1991. С. 388 2 Калоев Б.А. там же С. 342. 2 Мижаев М. И. Нартский эпос. И Советская энциклопедия. Т. 6. С. 351. 4 Мифологический словарь. М. 1991. С. 392. 267 |