Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 111]

только пример для подражания, но и воплощение мечты, неограниченности, свободы, всесилия.
«Сатана благодаря чудесному зеркалу видит все, что происходит на земле.
Селса спускается в подземный мир и возвращается из
него»1.
Идейную основу нартского эпоса составляют заветы богатырства, лежащие в основе понятия нарт как героического типа.
Богатырские заветы представляют собой не что иное, как эстетический идеал героев, их физическое и нравственное кредо: «Первый из заветов богатырства любовь к своему
народу, постоянная готовность прийти к нему на помощь, стать на его защиту»1 2.
Героико-исторические песни наследуют и развивают важную линию проявление героизма
при защите своего народа, своего края.
Патриотический пафос налицо.
Второй «завет богатырства, проходящий через весь нартский эпос, деятельная помощь своим боевым друзьям, своим товарищам,
соратникам»3.
Зародившись еще в недрах древнейшего эпоса, трансформируясь и измеряясь, этот лейтмотив сохраняется и в поэзии нашего времени.
Третий завет богатырства, воплощенный в нартском эпосе, забота о своей
чести, высокое сознание своего достоинства.
Особенно ярко этот завет выражен в сказании
«Гибель нартов».
Дорелигиозное развитие культуры несет нерасчлененный, синкретический характер сознания, где слиты этическое и эстетическое.
Красота и добро трактуются народом как однопорядковые явления, они едины и неразрывны,
как неразрывны злое и безобразное.
В эпосе мы не находим обособившегося понятия морали.
Это понятие заменяется термином
г!ях!деш «добро, доброта».
Нечто аналогичное было характерно и для Античности.
Как отмечает
О.
Дробницкий, «в Античности, в том числе и древней философии, не было единого и вполне однозначного 1 Мифологический словарь.
М., 1991.
С.
392.
2 Дыпиик КМ.
Сюжетика нартского эпоса.
Махачкала, 1987.
С.
360.

3 Там же.
С.
361.
113
[стр. 266]

сюжеты в национальных версиях эпоса почти идентичны»1.
Нарты не люди: «могучие воины-богатыри, носители позитивного начала, которые вместе с местными жителями охраняют земли, роднятся с местными героями, например, Сеска Солса выдал свою дочь за Кинда Шао»1 2.
Нарты также не являются языческими богами, но находятся в родственных отношениях с последними.
Уазырмес сын дочери морской богини, Дзахуш сын Тлепша, бога кузнечного ремесла.
Нарты не только дружат с богами, но и выступают богоборцами; так, им удалось высвободить Насрен Жаче, прикованного к вершине гор цепями богом Пако за попытку вернуть нартам огонь.
Нарты обладают даром перевоплощения: например, Сырдон оборачивается стариком, старухой, молодой девушкой, шапкой, он же спускается в подземный мир и возвращается из него»3.
Сосруко посылает стужу, чтобы одолеть Иныжа, туман, чтобы победить Татреша.
Таким образом, в творчестве мифов субъекты этноса отражают свои воззрения на мир и место их самих в этом мире.
Прослеживается антропоморфизм, синкретизм природы с обществом.
Субъект еще не осознает себя вне системы природы.
В сказаниях о нартах отражены, кроме понятий добра и зла, которые налицо, еще понятие справедливости.
Нарты не только пример для подражания, но и воплощение мечты, неограниченности, свободы, всесилия не только против зла, но и природной стихии.
«Сатана благодаря чудесному зеркалу видит все, что происходит на земле.
Селса спускается в подземный мир и возвращается из
него»4.
Идейную основу нартского эпоса составляют заветы богатырства, лежащие в основе понятия нарт как героического типа.
Богатырские заветы представляют собой нечто иное, как эстетический идеал героев, их физическое и нравственное кредо: «Первый из заветов богатырства любовь к своему
на1 Каласв Б.
Л.
М.
М.
Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа.
1991.
С.
388 2 Калоев Б.А.
там же С.
342.
2 Мижаев М.
И.
Нартский эпос.
И Советская энциклопедия.
Т.
6.
С.
351.
4 Мифологический словарь.
М.
1991.
С.
392.
267

[стр.,267]

роду, постоянная готовность прийти к нему на помощь, стать на его защиу»1.
Героико-исторические песни наследуют и развивают важную линию проявление героизма
в интересах защиты своего народа, своего края.
Патриотический пафос налицо.
Второй «завет богатырства, проходящий через весь нартский эпос, деятельная помощь своим боевым друзьям, своим товарищам,
соратникам»2.
Зародившись еще в недрах древнейшего эпоса, трансформируясь и измеряясь, этот лейтмотив сохраняется и в поэзии нашего времени.
Третий завет богатырства, воплощенный в нартском эпосе забота о своей
места, высокое сознание своего достоинства.
Особенно ярко этот завет выражен в сказании
«Гйбель нартов».
Дорелигиозное развитие культуры несет нерасчлененный, синкретический характер сознания, где слиты этическое и эстетическое.
Красота и добро трактуются народом как однопорядковые явления, они едины и неразрывны,
также как неразрывны злое и безобразное.
В эпосе мы не находим обособившегося понятия морали.
Это понятие заменяется термином
«г1ях1деш», перевод которого на русский язык означает добро, доброта.
Нечто аналогичное было характерно и для античности.
Как отмечает
Дробницкнй «В античности, в том числе и древней философии, не было единого и вполне однозначного термина, который означал бы соответственно и исключительно область нравственности»3.
В эпических сказаниях общие моменты нравственного развития народов проявляются в попытке ответить на вопрос о генетических истоках морали, о происхождении добра и зла, а также в поисках путей оптимального разрешения моральных конфликтов.
В эпических сказаниях встречаются попытки объяснения естественно1 Дынник К.
М.
Сюжетика нартского эпоса.
Махачкала.
1987.
С.
360.

2 Дынннк К.
М Сюжетика нартского эпоса.
Махачкала.
1987.
С.
360.
3Дробшшкий О.
Г.
Понятие морали.
М., 1974.
С.
19.
268

[Back]