Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 112]

термина, который означал бы соответственно и исключительно область нравственности»1.
В эпических сказаниях общие моменты нравственного развития народов проявляются в попытке ответить на вопрос о генетических истоках морали, о происхождении добра и зла, а также в поисках путей оптимального разрешения моральных конфликтов.
В эпических сказаниях встречаются попытки объяснения
естественного происхождения нравов и обычаев, добра и зла.
А.

Ахлаков замечает: «Ведя совместную жизнь, племена Дагестана выработали законы и правила,
о которые стали обязательными для этих людей» .
В историко-песенном фольклоре доисламской эпохи встречаются многочисленные сюжеты, в которых утверждаются и идеализируются народные представления о мужестве, доблести, чести и других высоких нравственных качествах.
В целом
они образуют обширный кодекс нравственно-этических правил человека, на которых должно воспитываться общество.
В мифологии горцев существует сюжет, который можно было бы назвать «Три долга три подвига героя».
Первый долг строго соблюдать обычай куначества.
Герой должен соблюсти обычай гостеприимства при всех случаях, если даже при этом
его жизни и благополучию угрожает опасность.
Второй долг отомстить врагу, который причинил зло лично герою или его семье, т.
е.
кровная месть или защита чести рода.
И, наконец, третий долг отвоевать невесту у врагов, опираясь на свои личные качества, и тем самым утвердить свое физическое и нравственное превосходство над
врагом31.
В древнем эпосе мало внимания уделено характеристике быта людей, но все же можно найти некоторые особенности, присущие языческому периоду развития общества.
В
нем, в частности, отражены отдельные черты 1 2 3 1 Дробпгщкыы О.Г.
Понятие морали.
М., 1974.
С.
19.
2 Ахлаков А.Л.
Исторические песни народов Дагестана.
М., 1981.
С.
61.

3Там же.-С.
140.
114
[стр. 267]

роду, постоянная готовность прийти к нему на помощь, стать на его защиу»1.
Героико-исторические песни наследуют и развивают важную линию проявление героизма в интересах защиты своего народа, своего края.
Патриотический пафос налицо.
Второй «завет богатырства, проходящий через весь нартский эпос, деятельная помощь своим боевым друзьям, своим товарищам, соратникам»2.
Зародившись еще в недрах древнейшего эпоса, трансформируясь и измеряясь, этот лейтмотив сохраняется и в поэзии нашего времени.
Третий завет богатырства, воплощенный в нартском эпосе забота о своей места, высокое сознание своего достоинства.
Особенно ярко этот завет выражен в сказании «Гйбель нартов».
Дорелигиозное развитие культуры несет нерасчлененный, синкретический характер сознания, где слиты этическое и эстетическое.
Красота и добро трактуются народом как однопорядковые явления, они едины и неразрывны, также как неразрывны злое и безобразное.
В эпосе мы не находим обособившегося понятия морали.
Это понятие заменяется термином «г1ях1деш», перевод которого на русский язык означает добро, доброта.
Нечто аналогичное было характерно и для античности.
Как отмечает Дробницкнй «В античности, в том числе и древней философии, не было единого и вполне однозначного термина, который означал бы соответственно и исключительно область нравственности»3.
В эпических сказаниях общие моменты нравственного развития народов проявляются в попытке ответить на вопрос о генетических истоках морали, о происхождении добра и зла, а также в поисках путей оптимального разрешения моральных конфликтов.
В эпических сказаниях встречаются попытки объяснения
естественно1 Дынник К.
М.
Сюжетика нартского эпоса.
Махачкала.
1987.
С.
360.
2 Дынннк К.
М Сюжетика нартского эпоса.
Махачкала.
1987.
С.
360.
3Дробшшкий О.
Г.
Понятие морали.
М., 1974.
С.
19.
268

[стр.,268]

го происхождения нравов и обычаев, добра и зла.
Ахлаков
замечает: «...ведя совместную жизнь, племена Дагестана выработали законы и правила,
которые стали обязательными для этих людей»1.
В историко-песенном фольклоре доисламской эпохи встречаются многочисленные сюжеты, в которых утверждаются и идеализируются народные представления о мужестве, доблести, чести и других высоких нравственных качествах.
В целом
вместе взятые, они образуют обширный кодекс нравственно-этических правил человека, на которых должно воспитываться общество.
Существует в мифологии горцев сюжет, который можно было бы назвать «Три долга три подвига героя».
Первый долг строго соблюдать обычай куначества.
Герой должен соблюсти обычай гостеприимства при всех случаях, если даже при этом
жизни и благополучию угрожает опасность.
Второй долг отомстить врагу, который причинил зло лично герою или его семье, т.е.
кровная месть или защита чести рода.
И, наконец, третий долг отвоевать невесту у врагов, опираясь на свои личные качества и, тем самым, утвердить свое физическое и нравственное превосходство над
врагом1.
В древнем эпосе мало внимания уделено характеристике быта людей, но все же можно найти некоторые особенности, присущие языческому периоду развития общества, в
частности, отражены отдельные черты брачных отношений, характеризующие эпоху матриархата.
Вот примеры: «Красавица Нарын избирала себе жениха, при этом приказала построить крепость для защиты от врагов.
За одну ночь нартами была она воздвигнута В осетинской и адыгской версиях мать наротов Сатаней играет важную роль, нарты пользуются мудрыми советами, но она ими не верховодит.
В другом, лесном эпосе говорится о существовании лесных женщин — Будул, вызывающих страх.
«Будул» полуженщина полумедведь, заманивая охотников, вынуждала на себе жениться.
Осмелившихся вернуться до1 Лхлаков А.
Л.
Исторические песни народов ДагестанаМ., 1981.
С.
61.

1 Лхлаков Л.
Л.
там же.
С.
140.
269

[Back]