Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 113]

брачных отношений, характеризующие эпоху матриархата.
Вот примеры: «Красавица Нарын избирала себе жениха, при этом приказала построить крепость для защиты от врагов.
За одну ночь нартами
она была воздвигнута.
В осетинской и адыгской версиях мать
нартов Сатаней играет важную роль, нарты пользуются мудрыми советами, но она ими не верховодит».
В
лесном эпосе повествуется о лесных женщинах Будул, вызывающих страх.
«Будул»
полужешцина-полумедведь, заманивая охотников, вынуждала их жениться на себе.
Осмелившихся вернуться домой, к семье, она жестоко карала.
Карала не только самого хозяина, но и весь род1.
Описанные предания уводят нас в
эпоху господства матриархата.
Можно предположить, что с этого периода возникает двоякое отношение к
женщине.
Тема существования жестоких очаровательниц встречается в мифических сказаниях и других народов (образ Лорелеи в немецких преданиях).
Эпические сказания дают немалый материал о духовной культуре дагестанцев на начальных этапах становления этноса.
Поскольку
письменных источников об этом периоде очень немного, а археологический материал крайне скуден, ограничимся анализом только этих сказаний, считающихся наиболее древними.
Итак, исходя из теории М.С.
Кагана о неравномерном развитии искусств, можно утверждать, что и различные сферы культуры этноса имеют крайне неравномерное развитие.
К наиболее развитым сферам культуры можно отнести художественную литературу,
изобразительное искусство, национальную песню и хореографию.
При этом заметного развития не имеют такие сферы искусства и культуры, как балет, опера и эстрадное искусство.
Выявленные традиционные формы выражения этнокультурной традиции
фольклорный танец, декоративно-прикладное искусство, эпос выступают и регуляторами общения и межсубъектных, и субъектно-объектных отношений.
Обнаруживается синкретизм художественного производства и
1 Муслимова Н.Р.
Интернационализация обрядов и традиций.
Махачкала, 1986.
С.
87.

115
[стр. 235]

§ 3.
Эстетическое в этнокультурной традиции При анализе предметного бытия этнокультуры основными формами ее существования выступают «художественная образность, вплетенная в практику как «танец» или «художественное конструирование» сосудов, причесок, то есть прикладное искусство в широком его значении»1.
Проявления художественной деятельности не «свободны», т.е.
самодостаточны, чисто художественны, а дополняются принципами формообразования и практическим функционированием вещи, тела, действия.
Исходя из теории Кагана М.С.
о неравномерном развитии искусств, можно утверждать, что
различные сферы культуры этноса имеют крайне неравномерное развитие.
К наиболее развитым сферам культуры можно отнести художественную литературу1
2.
Высокий уровень развития имеют также изобразительное искусство, национальная песня и хореография3.
Заметного развития не имеют такие сферы искусства и культуры как балет, опера и эстрадное искусство.

Неравномерное развитие имеют искуствоведческая и художественно критическая мысль, при значительном развитии литературной критики и литературоведческой деятельности.
Для определения эстетического выражения этнокультурной традиции представляется необходимым исследование традиционных форм выражения этнокультурной традиции как фольклорный танец, декоративноприкладное искусство, эпос.
Следует на наш взгляд начать с философскоэстетического осмысления этнокультурного танца и определения художественного бытия танца как выражения смысловой сущности этнокультуры.
Для решения данной проблемы представляется необходимым определить 1 Каган М.
С.
Философия культуры.
Санкт-Петербург.
1996.
С.
260.
2 представлена творчеством имен; Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева.
Фазиля Искандера на Кавказе; А.
Курасава в Японии, н.т.д.
3 Таицсвалыю-харсографичсский ансамбль Лезгинка в Дагестане; театр «Кабуки» в Японии и.
т.
д.


[стр.,268]

го происхождения нравов и обычаев, добра и зла.
Ахлаков замечает: «...ведя совместную жизнь, племена Дагестана выработали законы и правила, которые стали обязательными для этих людей»1.
В историко-песенном фольклоре доисламской эпохи встречаются многочисленные сюжеты, в которых утверждаются и идеализируются народные представления о мужестве, доблести, чести и других высоких нравственных качествах.
В целом вместе взятые, они образуют обширный кодекс нравственно-этических правил человека, на которых должно воспитываться общество.
Существует в мифологии горцев сюжет, который можно было бы назвать «Три долга три подвига героя».
Первый долг строго соблюдать обычай куначества.
Герой должен соблюсти обычай гостеприимства при всех случаях, если даже при этом жизни и благополучию угрожает опасность.
Второй долг отомстить врагу, который причинил зло лично герою или его семье, т.е.
кровная месть или защита чести рода.
И, наконец, третий долг отвоевать невесту у врагов, опираясь на свои личные качества и, тем самым, утвердить свое физическое и нравственное превосходство над врагом1.
В древнем эпосе мало внимания уделено характеристике быта людей, но все же можно найти некоторые особенности, присущие языческому периоду развития общества, в частности, отражены отдельные черты брачных отношений, характеризующие эпоху матриархата.
Вот примеры: «Красавица Нарын избирала себе жениха, при этом приказала построить крепость для защиты от врагов.
За одну ночь нартами
была она воздвигнута В осетинской и адыгской версиях мать наротов Сатаней играет важную роль, нарты пользуются мудрыми советами, но она ими не верховодит.
В
другом, лесном эпосе говорится о существовании лесных женщин — Будул, вызывающих страх.
«Будул»
полуженщина полумедведь, заманивая охотников, вынуждала на себе жениться.
Осмелившихся вернуться до1 Лхлаков А.
Л.
Исторические песни народов ДагестанаМ., 1981.
С.
61.
1 Лхлаков Л.
Л.
там же.
С.
140.
269

[стр.,269]

мой, к семье, жестоко карала.
Карала не только самого хозяина, но и весь род1.
Описанные предания уводят нас в
период господства матриархата.
Можно предположить, что с этого периода возникает двоякое отношение к
жешцине.Тема существования жестоких очарователышц встречается в мифических сказаниях и других народов (образ Лорелеи в немецких преданиях).
Эпические сказания дают немалый материал о духовной культуре дагестанцев на начальных этапах становления этноса.
Поскольку
круг письменных источников об этом периоде очень ограничен, а археологический материал крайне скуден, ограничимся анализом только этих сказаний, считающихся наиболее древними.
Итак, исходя из теории М.
С.
Кагана о неравномерном развитии искусств, можно утверждать, что и различные сферы культуры этноса имеют крайне неравномерное развитие.
К наиболее развитым сферам культуры можно отнести художественную литературу, изобразительное искусство, национальную песню и хореографию.
При этом заметного развития не имеют такие сферы искусства и культуры как балет, опера и эстрадное искусство.
Выявленные традиционные формы выражения этнокультурной традиции
как фольклорный танец, декоративно-прикладное искусство, эпос так же выступают и регуляторами общения, диалога как межсубъектных, так и субъектно-объектных отношений.
Обнаруживается синкретизм художественного производства и
художественного потребления; произведения декоративно-прикладного искусства выполняют и функциональное значение.
Философско-эстетический смысл танца и определение художественного бытия танца отражают смысловую сущность этнокультуры.
Определив предмет танца и смысловую структуру танца, обнаруживаем эстетическое общее для танца и мифа; пространство и время в хореографии; невербальное общение людей; хореографический язык как разновидность художественного языка.
При исследовании роли этнокультурного танца как явления выражения и сохранения этнокультурной тради1 Муслимова Н.
Р.
Интернационализация обрядов и традиций.
Махачкала.
1986.
С.
87.

[Back]