Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 117]

§ 3.
Художественно эстетические формы выражения этнокультуры Для определения эстетического выражения этнокультурной традиции представляется необходимым исследование таких традиционных форм выражения этнокультурной традиции, как фольклорный танец, декоративноприкладное искусство, эпос.
Следует, на наш взгляд, начать с философскоэстетического осмысления этнокультурного танца и определения художественного бытия танца как выражения смысловой сущности этнокультуры.
Для решения данной проблемы представляется необходимым определить
предмет танца и смысловую структуру эстетического предмета танца, обнаружить общее для танца и мифа, определить пространство и время в хореографии, выявить невербальное общение людей как в пространстве танца, так и в пространстве танцующих и зрителей, расшифровать хореографический язык как разновидность художественного языка.
Прежде всего, необходимо определить роль этнокультурного танца как явления, способствующего выражению и сохранению этнокультурной традиции; выявить значение танца как одной из форм культуры в контексте ненаследственной памяти человечества; показать синкретическое единство этического и эстетического в этнокультурном танце.

Танец представляет собой некое особое движение, в котором есть своя логика, гармония, возможность абсолютного самопогружения, при котором все «другие способы существования, становятся
не нужны, в том числе и слово»1.
Не существует ни одной культуры без танца, так как танец связан с этнокультурной ментальностью.
Так, русский танец сопровождается широкими движениями, что обусловлено наличием широкого пространства, кавказский же танец исполняется на небольшом пространстве, почти на месте и т.
д.

1 Максимов В.Н.
Двойное зрение культурологи // Вопросы философии.

2000.
№.
2.
С.
63.
119
[стр. 235]

§ 3.
Эстетическое в этнокультурной традиции При анализе предметного бытия этнокультуры основными формами ее существования выступают «художественная образность, вплетенная в практику как «танец» или «художественное конструирование» сосудов, причесок, то есть прикладное искусство в широком его значении»1.
Проявления художественной деятельности не «свободны», т.е.
самодостаточны, чисто художественны, а дополняются принципами формообразования и практическим функционированием вещи, тела, действия.
Исходя из теории Кагана М.С.
о неравномерном развитии искусств, можно утверждать, что различные сферы культуры этноса имеют крайне неравномерное развитие.
К наиболее развитым сферам культуры можно отнести художественную литературу1 2.
Высокий уровень развития имеют также изобразительное искусство, национальная песня и хореография3.
Заметного развития не имеют такие сферы искусства и культуры как балет, опера и эстрадное искусство.
Неравномерное развитие имеют искуствоведческая и художественно критическая мысль, при значительном развитии литературной критики и литературоведческой деятельности.
Для определения эстетического выражения этнокультурной традиции представляется необходимым исследование
традиционных форм выражения этнокультурной традиции как фольклорный танец, декоративноприкладное искусство, эпос.
Следует на наш взгляд начать с философскоэстетического осмысления этнокультурного танца и определения художественного бытия танца как выражения смысловой сущности этнокультуры.
Для решения данной проблемы представляется необходимым определить
1 Каган М.
С.
Философия культуры.
Санкт-Петербург.
1996.
С.
260.
2 представлена творчеством имен; Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева.
Фазиля Искандера на Кавказе; А.
Курасава в Японии, н.т.д.
3 Таицсвалыю-харсографичсский ансамбль Лезгинка в Дагестане; театр «Кабуки» в Японии и.
т.
д.


[стр.,236]

предмет танца и смысловую структуру эстетического предмета танца, обнаружить общее для танца и мифа, определить пространство и время в хореографии, выявить невербальное общение людей, как в пространстве танца, так и в пространстве танцующих и зрителей, расшифровать хореографический язык как разновидность художественного языка.
Прежде всего необходимо определить роль этнокультурного танца как явления способствующего выражению и сохранению этнокультурной традиции; выявить значение танца как одной из форм культуры в контексте ненаследственной памяти человечества; показать синкретическое единство этического и эстетического в этнокультурном танце.

Являясь одной из форм невербального выражения этнокультурной традиции танец двойственный аспект.
С одной стороны, устанавливается невербальное (жесто мимическое) общение между танцующими, с другой между зрителями и танцующими как целостностью.
Танец, пластика, выразительная жестикуляция занимают особое место в формах синкретического искусства в этнокультуре, так как они наиболее наглядны и доступны и, соответственно, способствуют наиболее полному освоению накопленного этнокультурного опыта.
Танец, традиционно относящийся к эстетической сфере культуры, на наш взгляд имеет и этико коммуникативное содержание в контексте хозяйственно географических особенностей этноса.
Этнокультурный танец выражает ненаследственную память традиции хозяйственного, духовного и художественного мировосприятия этноса.
Танец представляет собой некое особое движение, в котором есть своя логика, гармония, возможность абсолютного самопогружения, при котором все «другие способы существования, становятся
нс нужны, в том числе и слово»'.
Танцевать можно только танцуя.
Не существует ни одной куль'.Максимов В.
Н.
Двойное зрение культурологии.
В / Ф.

№.
2.
2000.
С.
63.
237

[стр.,237]

туры без танца, так как танец связан с этнокультурной ментальностью; так, русский танец сопровождается широкими движениями, что обусловлено наличием широкого пространства, кавказский же танец исполняется на небольшом пространстве, почти на месте и т.
д.

Если мы перестанем прислушиваться к словам и будем смотреть только на действия какого-то человека, то обнаружим, что у него особый, свой «смысл жизни».
Его осанка, мимика, активность и все движения, позы, манеры, привычки и характерные черты соответствуют этому смыслу, в концентрированном виде содержащие в себе историю, географические особенности и менталитет этнокультуры.
«Все, что оставили предки нам в наследство есть их вклад в нашу жизнь, возделанная земля, дороги, здания; взгляды на жизнь, отраженные в традициях, философии, науках, искусствах, в методах разрешения житейских ситуаций»1.
Наряду с этим, в танце также можно обнаружить возрастное и пространственновременное восприятие мира.
В детстве танец воспринимается как игра, в юности как способ самовыражения, в старости отвлечение от старости, память о молодости.
В танце человек может свободно выразить чувства и эмоции, внешне не демонстрируя свободу, оставаясь в рамках нормы.
Как иконописцы выражали через взгляд святого свое видение мира, так танцующий мимикой, взглядом в танце может выразить отношение к партнеру и всему, что происходит вокруг.
Жест в языке танца усваивается без принуждения, естественно, нс требуется учитель (формальный).
Дети раньше научаются танцевать, чем ходить.
Мама у колыбели поет песню, для привлечения внимания ребенка и проверки его реакции использует жесты, которые усваиваются как привычка, как момент игры.
Закрепляется жестомимическая структура танца как ненаследствениая память, дополняющая воспитательную функцию в синкретизме этического и эстетического.
Хорошее настроение в общении ас1 Альфред Адлер.
Смыслжизни.
Ф/Н.№ 1.
1998.
С.43.

[Back]