Если мы перестанем прислушиваться к словам и будем смотреть только на действия какого-то человека, то обнаружим, что у него особый, свой «смысл жизни». Его осанка, мимика, активность и все движения, позы, манеры, привычки и характерные черты соответствуют этому смыслу, в концентрированном виде содержит в себе историю, географические особенности и менталитет этнокультуры. «Все, что оставили предки нам в наследство, есть их вклад в нашу жизнь, возделанная земля, дороги, здания; взгляды на жизнь, отраженные в традициях, философии, науках, искусствах, в методах разрешения житейских ситуаций»1. Наряду с этим в танце также можно обнаружить возрастное и пространственно-временное восприятие мира. В детстве танец воспринимается как игра, в юности как способ самовыражения, в старости отвлечение от старости, память о молодости. В танце человек может свободно выразить чувства и эмоции, внешне не демонстрируя свободу, оставаясь в рамках нормы. Как иконописцы выражали через взгляд святого свое видение мира, так танцующий мимикой, взглядом в танце может выразить отношение к партнеру и всему, что происходит вокруг. Жест в языке танца усваивается без принуждения, естественно, без помощи учителя. Дети раньше научаются танцевать, чем ходить. Мама у колыбели поет песню, для привлечения внимания ребенка и проверки его реакции использует жесты, которые усваиваются как привычка, как момент игры. Закрепляется жестомимическая структура танца как ненаследственная память, дополняющая воспитательную функцию в синкретизме этического и эстетического. Хорошее настроение в общении ассоциируется с танцеммузыкой. Возможна песня-горе, но не существует танца-горя, есть танецрадость. Если в танце допускается безобразное, то только для демонстрации иронии или самоиронии. Цель этнокультурного танца демонстрация доброго, прекрасного, грациозного, сильного, где обязательны одобрение и поддержка группы активных зрителей. 1 Альфред Адлер. Смысл жизни // Философские науки. 1998. № 1. С. 43. 120 |
туры без танца, так как танец связан с этнокультурной ментальностью; так, русский танец сопровождается широкими движениями, что обусловлено наличием широкого пространства, кавказский же танец исполняется на небольшом пространстве, почти на месте и т. д. Если мы перестанем прислушиваться к словам и будем смотреть только на действия какого-то человека, то обнаружим, что у него особый, свой «смысл жизни». Его осанка, мимика, активность и все движения, позы, манеры, привычки и характерные черты соответствуют этому смыслу, в концентрированном виде содержащие в себе историю, географические особенности и менталитет этнокультуры. «Все, что оставили предки нам в наследство есть их вклад в нашу жизнь, возделанная земля, дороги, здания; взгляды на жизнь, отраженные в традициях, философии, науках, искусствах, в методах разрешения житейских ситуаций»1. Наряду с этим, в танце также можно обнаружить возрастное и пространственновременное восприятие мира. В детстве танец воспринимается как игра, в юности как способ самовыражения, в старости отвлечение от старости, память о молодости. В танце человек может свободно выразить чувства и эмоции, внешне не демонстрируя свободу, оставаясь в рамках нормы. Как иконописцы выражали через взгляд святого свое видение мира, так танцующий мимикой, взглядом в танце может выразить отношение к партнеру и всему, что происходит вокруг. Жест в языке танца усваивается без принуждения, естественно, нс требуется учитель (формальный). Дети раньше научаются танцевать, чем ходить. Мама у колыбели поет песню, для привлечения внимания ребенка и проверки его реакции использует жесты, которые усваиваются как привычка, как момент игры. Закрепляется жестомимическая структура танца как ненаследствениая память, дополняющая воспитательную функцию в синкретизме этического и эстетического. Хорошее настроение в общении ас1 Альфред Адлер. Смыслжизни. Ф/Н.№ 1. 1998. С.43. социируется с танцем-музыкой. Возможна пляска-горе, но не существует танца горе, есть танец радость. Если в танце допускается безобразное, то только для демонстрации иронии или самоиронии. Цель этнокультурного танца демонстрация доброго, прекрасного, грациозного, сильного, где обязательна одобрение и поддержка группы активных зрителей. Исторически танец возник одним из самых первых видов искусств. Кинестезическое мышление (кинестезияощущение движений ) в когнитивном аспекте обращает особое внимание на роль и функции пластических средств выражения в общении и трансформации сознания , определяющих специфику когнитивной ситуации в ту или иную конкретно историческую эпоху. По свидетельству Плутарха, египетские жрецы, танцуя, изображали во время мистерий движения различных небесных светил. Важно хронологически проследить изменение роли различных выразительных средств в создании созерцательного образа. В древности организованная ритмом пластика тела в музыке и танце имела преимущественное значение в культовых действах. Слово как начало, формирующее сознание, проявилось в более поздние времена. Язык танца до появления слова-образа был всем понятен. Все жители общины принимали непосредственное участие в культовых танцах. Начиная с эпохи Солона, в мистериях появляется зритель. Непосредственная физическая вовлеченность в действо уступает место формирующемуся ментальному переживанию. Безмолвный танец перестает быть понятным большинству. В VI в. до и. э. из дионисийского танца рождается драма и, в частности, трагедия. Танцы все еще составляют неотъемлемую часть драм и комедий, но артистически и технически совершенствуются и развиваются в становящемся искусстве виртуозов-профессионалов. При обучении воинскому искусству первоначально именно танцы играли ведущую роль в воспитании ловкости, ритмичной координации движений. Воинственное божество Приам «обучил Арел владеть оружием, но не прежде, чем сделал из него законченного плясуна»1 1 Лукиан о пляске. Избранная проза. М., 1991. С. 41. 239 |