Исторически танец возник одним из самых первых как вид искусств. Кинестезическое мышление в когнитивном аспекте обращает особое внимание на роль и функции пластических средств выражения в общении и трансформации сознания, определяющих специфику когнитивной ситуации в ту или иную конкретно историческую эпоху. По свидетельству Плутарха, египетские жрецы, танцуя, изображали во время мистерий движения различных небесных светил. Важно хронологически проследить изменение роли различных выразительных средств в создании созерцательного образа. В древности организованная ритмом пластика тела в музыке и танце имела преимущественное значение в культовых действах. Слово как начало, формирующее сознание, появилось в более поздние времена. Язык танца до появления слова-образа был всем понятен. Все жители общины принимали непосредственное участие в культовых танцах. Начиная с эпохи Солона, в мистериях появляется зритель. Непосредственная физическая вовлеченность в действо уступает место формирующемуся ментальному переживанию. Безмолвный танец перестает быть понятным большинству. В VI в. до н. э. из дионисийского танца рождается драма, в частности трагедия. Танцы все еще составляют неотъемлемую часть драм и комедий, но артистически и технически совершенствуются и развиваются в становящемся искусстве виртуозов-профессионалов. При обучении воинскому искусству первоначально именно танцы играли ведущую роль в воспитании ловкости, ритмичной координации движений. Воинственное божество Приам «обучил Ареса владеть оружием, но не прежде, чем сделал из него законченного плясуна»1. Когда же возник танец? На основании известных нам свидетельств о людях древнего каменного века можно заключить, что музыкальнотанцевальная активность была присуща и далекому палеонтропу (находки 25 35-тысячелетней давности). В начале XX века признали наличие искусства 1 Лукиан о пляске. Избранная проза. -М., 1991. С. 41. 121 |
социируется с танцем-музыкой. Возможна пляска-горе, но не существует танца горе, есть танец радость. Если в танце допускается безобразное, то только для демонстрации иронии или самоиронии. Цель этнокультурного танца демонстрация доброго, прекрасного, грациозного, сильного, где обязательна одобрение и поддержка группы активных зрителей. Исторически танец возник одним из самых первых видов искусств. Кинестезическое мышление (кинестезияощущение движений ) в когнитивном аспекте обращает особое внимание на роль и функции пластических средств выражения в общении и трансформации сознания , определяющих специфику когнитивной ситуации в ту или иную конкретно историческую эпоху. По свидетельству Плутарха, египетские жрецы, танцуя, изображали во время мистерий движения различных небесных светил. Важно хронологически проследить изменение роли различных выразительных средств в создании созерцательного образа. В древности организованная ритмом пластика тела в музыке и танце имела преимущественное значение в культовых действах. Слово как начало, формирующее сознание, проявилось в более поздние времена. Язык танца до появления слова-образа был всем понятен. Все жители общины принимали непосредственное участие в культовых танцах. Начиная с эпохи Солона, в мистериях появляется зритель. Непосредственная физическая вовлеченность в действо уступает место формирующемуся ментальному переживанию. Безмолвный танец перестает быть понятным большинству. В VI в. до и. э. из дионисийского танца рождается драма и, в частности, трагедия. Танцы все еще составляют неотъемлемую часть драм и комедий, но артистически и технически совершенствуются и развиваются в становящемся искусстве виртуозов-профессионалов. При обучении воинскому искусству первоначально именно танцы играли ведущую роль в воспитании ловкости, ритмичной координации движений. Воинственное божество Приам «обучил Арел владеть оружием, но не прежде, чем сделал из него законченного плясуна»1 1 Лукиан о пляске. Избранная проза. М., 1991. С. 41. 239 Когда же возник танец? Есть веские доводы в пользу того, что на основании известных нам свидетельств о людях древнего каменного века можно заключить, что музыкально-танцевальная активность была присуща и далекому палеонтропу (находки 25-35тыс. летней давности). В начале XX века признали наличие искусства в первобытном обществе. Новосибирским ученым В.В. Роммом была проведена реконструкция палеолитических рисунков с использованием компьютерной обработки данных. Детально проанализировав изображения Колдуна, Музыканта из пещеры «Трех братьев» (Франция), пришел к выводу о том, что древний художник довольно искусно показал ритмичные движения танцоров, одетых в бутафорские костюмы с масками головами, шкурами и хвостами животных. Возможно, у «предшественника «Ното 5ар1еп$» были и протоастрологические танцы»1. Реальность для первобытного человека времен магии была такова, что в ней не было непроходимых границ между внутренним и внешним миром. Мир не воспринимался как совокупность вещей, имеющих раздельное и отчужденное от человека существование. Все было таким же живым, как и естество человека: небо, звезды, вода, камни, животные, птицы. Подобное мироощущение могло порождать фантастические образы, но не было иллюзией. Первобытный человек учился жить, подстраиваясь под смену периодичных ритмов природы и, по видимому, обладал очень тонкой психофизической чувствительностью, особой способностью к непосредственному проникновенному пониманию событий своей жизни. Овладевая силами суровой природы, равно как и своими собственными необузданными страстями, он, видимо, рано осознал творческую силу ритма. До осознания и овладения словом роль внешних вынуждающих приемов выполняли невербальные средства и, в частности, ритмичные телодвижения. 1 Ромм В. В. К методике палсохорсографичсского анализа. Новосибирск. 1994. С. 68. 240 |