возрастные инициации, нормативные танцы «утверждения законности совершившего акта», магические, терапевтические танцы. Ритмодвигательная культура столь развита и значима, что имеются своеобразные «пластические диалекты». По ритмодинамике можно определить этническую принадлежность. Музыкальный ритм и пластика танцевальных элементов столь сложны, что «могут быть полностью ощутимы и воспроизводимы лишь представителями народа носителя данного фольклора» Речь идет о воспроизведении не внешнезримой канвы танца, а о тончайшей игре внутренних пульсаций. Главное в жизни африканца «это воплощенный ритм; поэтому музыка, танец, поэзия для него это как бы средство восприятия ритма л объекта, средство общения с миром, с «другими» с богами, духами» . Психологическое массовое танцевальное действо способствовало формированию «коллективного разума» как единого целостного организма. Синхронные ритмодвижения организуют и создают особое психическое пространство. «Вся деревня в ритмическом трансе. Слитная толпа мерно колышется, словно могучий организм. Миг и ты уже захвачен танцем, стал частью механизма коллективного движения, подчинившего себе все тела и души»3. Ощущения душевной близости, достигнутые в танце, составляют основу теплоты и взаимопонимания в каждодневном общении и совместном труде, развивают чувство понимания намерений, способствуют реализации физических действий через осознание внутренних состояний. Достигается гармонизация внутреннего мира как отдельного человека, так и общины в целом. Примечательно, что после продолжительных танцев не возникает чувства усталости. В отличие от первоначальной эры магии, мистерии проходили в период политеизма и антропоморфизма, когда во Вселенной властвовали многочисленные божества, со временем упорядоченные в 1 2 3 1 Федорова Л. Н. Африканский танец. Обычаи, ритуалы, традиции. М., 1986. -С. 15. 2 Там же. С. 27. 3 Там же. С. 16. 123 |
Осязающее ритмомышление проявлялось нс только при магических действах. Способность к пониманию через чувство ритма сохранилось у многих народов, живущих в традиционных обществах. Танец не является самостоятельным видом творчества, но входит в состав всех традиционных таинств и ритуалов, зачастую играя ведущую роль. Есть танцы отдыха, развлекательные, игровые, танцы-имитации трудовых процессов, танцы возрастные инициации, нормативные танцы «утверждения законности совершившего акта», магические, терапевтические танцы. Ритмодвигательная культура столь развита и значима, что имеются своеобразные «пластические диалекты». По ритмодинамике можно определить этническую принадлежность. Музыкальный ритм и пластика танцевальных элементов столь сложны, что «могут быть полностью ощутимы и воспроизводимы лишь представителями народа-носителя данного фольклора» '. Речь идет о воспроизведении не внешнезримой канвы танца, а о тончайшей игре внутренних пульсаций. Главное в жизни африканца«это воплощенный ритм; поэтому музыка, танец, поэзия для него это как бы средство восприятия ритма объекта, средство общения с миром, с «другими»с богами, духами»1 2. Психологическое массовое танцевальное действо способствовало формированию «коллективного разума» как единого целостного организма. Синхронные ритмодвижения организуют и создают особое психическое пространство. «Вся деревня в ритмическом трансе. Слитная толпа мерно колышется, словно могучий организм. Миг и ты уже, захвачен танцем, стал частью механизма коллективного движения, подчинившего себе все тела и души»3. Ощущения душевной близости, достигнутые в танце, составляют основу теплоты и взаимопонимания в каждодневном общении и совместном труде, развитию чувства понимания намерений до реализации физических действий через осознание внутренних состояний. Достигается 1 Федорова Л. Н. Африканский танец. Обычаи, ритуалы, традиции. М., 1986. С. 15. 2 Федорова Л. Н. там же С. 27. 3 Федорова Л. Н. там же. С. 16. 241 гармонизация внутреннего мира как отдельного человека, так и общины в целом. Примечательно, что после продолжительных танцев не возникает чувства усталости. В отличии от первоначальной эры магии, мистерии проходили в период политеизма и антропоморфизма, когда во вселенной властвовали многочисленные божества, со временем упорядоченные в стройный пантеон. Магический элемент сохранился в мистериапьных практиках, не являясь при этом определяющим. Задача мистерии состояла в том, чтобы человека естественного преобразовать в человека духовного. Если принять во внимание то обстоятельство, что в переживании главное создать соответствующее настроение, а не раскрыть смысл созерцательного образа, то становится понятной роль танца и музыки в решении этой задачи. С одной стороны, через танец пластическими средствами разыгрывалось сакральное действоповествование, а с другой ритмообразующее начало танца обостряло переживание содержания действа. Ритм и пластические средства танца сознательно использовались в целях трансформации сознания и «открытия органов духовного восприятия». Согласно представлениям эллинов, в духовном человеке может проявиться глубинная тонкая телесность, телесность второго порядка, которая структурно упорядочена посредством разноуровневых систем. Примечательно, что ноги могли обладать сверхчувствительностью. Прорыв духовной силы в мир земной способными к чуткости эллинами воспринимался как «сияние» и «свечение». В «Одиссее» Гомер при описании одухотворенности мысли, действия, существа широко пользовался метафорами светоносной красоты. Не случайно Одиссея поразила пляска фраков: «Стали цветущие юноши, справа и слева в легкой искусной пляске. Топали в меру ногами под песню они с наслажденьем. Легкость сверкающих ног замечал Одиссей и дивился»1. Понятия гармонии и ритма мыслились как универсальные характеристики упорядочивающей тенденции Космоса. «Эвритмия искусство благо242 'Гомер. Одиссей.-М.,ТОО.Дюна. 1993.С. 101 |