стройный пантеон. Магический элемент сохранился в мистериальньгх практиках, не являясь при этом определяющим. Задача мистерии состояла в том, чтобы человека естественного преобразовать в человека духовного. Если принять во внимание то обстоятельство, что в переживании главное создать соответствующее настроение, а не раскрыть смысл созерцательного образа, то становится понятной роль танца и музыки в решении этой задачи. С одной стороны, через танец пластическими средствами разыгрывалось сакральное действо-повествование, а с другой ритмообразующее начало танца обостряло переживание содержания действа. Ритм и пластические средства танца сознательно использовались в целях трансформации сознания и «открытия органов духовного восприятия». Согласно представлениям эллинов, в духовном человеке может проявиться глубинная тонкая телесность, телесность второго порядка, которая структурно упорядочена посредством разноуровневых систем. Примечательно, что ноги могли обладать сверхчувствительностью. Прорыв духовной силы в мир земной способными к чуткости эллинами воспринимался как «сияние» и «свечение». В «Одиссее» Гомер при описании одухотворенности мысли, действия, существа широко пользовался метафорами светоносной красоты. Не случайно Одиссея поразила пляска фраков: «Стали цветущие юноши, справа и слева в легкой искусной пляске. Топали в меру ногами под песню они с наслажденьем. Легкость сверкающих ног замечал Одиссей и дивился»1. Понятия гармонии и ритма мыслились как универсальные характеристики упорядочивающей тенденции Космоса. «Эвритмия искусство благообразных движений в танце и благозвучия в музыке, считалась показателем разумности человека. Не случайно Платон придавал большое значение искусствам в воспитании в душе человека чувства ритма и гармонии. Однажды обнаруженные гармонические сочетания культивировались, закрепляясь в каноне. По свидетельству Платона, 1 Гомер. Одиссея. М.: ТОО Дюна, 1993. С. 101. 124 |
гармонизация внутреннего мира как отдельного человека, так и общины в целом. Примечательно, что после продолжительных танцев не возникает чувства усталости. В отличии от первоначальной эры магии, мистерии проходили в период политеизма и антропоморфизма, когда во вселенной властвовали многочисленные божества, со временем упорядоченные в стройный пантеон. Магический элемент сохранился в мистериапьных практиках, не являясь при этом определяющим. Задача мистерии состояла в том, чтобы человека естественного преобразовать в человека духовного. Если принять во внимание то обстоятельство, что в переживании главное создать соответствующее настроение, а не раскрыть смысл созерцательного образа, то становится понятной роль танца и музыки в решении этой задачи. С одной стороны, через танец пластическими средствами разыгрывалось сакральное действоповествование, а с другой ритмообразующее начало танца обостряло переживание содержания действа. Ритм и пластические средства танца сознательно использовались в целях трансформации сознания и «открытия органов духовного восприятия». Согласно представлениям эллинов, в духовном человеке может проявиться глубинная тонкая телесность, телесность второго порядка, которая структурно упорядочена посредством разноуровневых систем. Примечательно, что ноги могли обладать сверхчувствительностью. Прорыв духовной силы в мир земной способными к чуткости эллинами воспринимался как «сияние» и «свечение». В «Одиссее» Гомер при описании одухотворенности мысли, действия, существа широко пользовался метафорами светоносной красоты. Не случайно Одиссея поразила пляска фраков: «Стали цветущие юноши, справа и слева в легкой искусной пляске. Топали в меру ногами под песню они с наслажденьем. Легкость сверкающих ног замечал Одиссей и дивился»1. Понятия гармонии и ритма мыслились как универсальные характеристики упорядочивающей тенденции Космоса. «Эвритмия искусство благо242 'Гомер. Одиссей.-М.,ТОО.Дюна. 1993.С. 101 образных движений в танце и благозвучия в музыке, считалась показателем разумности человека. Не случайно Платон придавал большое значение искусствам в воспитании в душе человека чувства ритма и гармонии. Однажды обнаруженные гармонические сочетания культивировались, закрепляясь в каноне. По свидетельству Платона, египтяне 10 тыс. лет назад установили, что прекрасно, и объявили об этом на священных празднествах и никому... «не дозволено было вносить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное»1. В эпоху мистерий качества человеческого сознания не оставались неизменными, а со временем претерпевали метаморфозы. Есть все основания полагать, что в ранний период мистерического творчества преобладала установка сознания «вовнутрь», о чем свидетельствуют системы абстрактного символизма, используемые для передачи космологических учений как на Ближнем, так и на Дальнем Востоке и, в частности, характер условного письма в художественной стилистике египтян. С выделением наук, искусств, религий из недр первобытного синкретического мышления судьба танца была различной. Танец, песня, музыка всегда были неотъемлемой частью народного творчества. Ритуальные и культурно профессиональные формы танца, исчезавшие с исторической сцены, продолжали свое бытие в стихии сельской и городской жизни. Народная память, запечатлевшаяся в хороводах, кадрилях, игровых и состязательных танцах, уходит корнями к первобытному танцевальному творчеству. Очень часто низовая культура была в оппозиции к официальной линии, и тогда «средствами пластики, звука и ритма можно было выразить запретные мысли и чувства, примером могут служить скоморошье искусство на Руси, карнавалы в Европе и в Латинской Америке» . Танец играл особую роль в элитарном воспитании аристократической молодежи, составлял важную часть церемониального этикета. Жестовая ' Меркулов И.П 2 Дарксвич В П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве 1Х-ХУ1 вв. М.. 1988. С. 175. 243 |