египтяне 10 тыс. лет назад установили, что прекрасно, и объявили об этом на священных празднествах. Никому «не дозволено было вносить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное»1. В эпоху мистерий качества человеческого сознания не оставались неизменными, со временем они претерпевали метаморфозы. Есть все основания полагать, что в ранний период мистерического творчества преобладала установка сознания «вовнутрь», о чем свидетельствуют системы абстрактного символизма, используемые для передачи космологических учений как на Ближнем, так и на Дальнем Востоке, в частности характер условного письма в художественной стилистике египтян. Танец, песня, музыка всегда были неотъемлемой частью народного творчества. Ритуальные и культурно-профессиональные формы танца, исчезавшие с исторической сцены, продолжали свое бытие в сельской и городской жизни. Народная память, запечатлевшаяся в хороводах, кадрилях, игровых и состязательных танцах, уходит корнями к первобытному танцевальному творчеству. Очень часто низовая культура была в оппозиции к официальной линии, и тогда «средствами пластики, звука и ритма можно было выразить запретные мысли и чувства, примером могут служить скоморошье искусство на Руси, карнавалы в Европе и в Латинской а Америке» . Танец играл особую роль в элитарном воспитании аристократической молодежи, составлял важную часть церемониального этикета. Жестовая символика, наряду с символикой цвета, геометрической формой, имела сакральное предназначение в церковных ритуалах, а также широко использовались в светском общении, порой служа средством выделения символического образа рода, этноса. В восточной традиции сохранилась более тесная преемственность между новым и старым. Традиционный театр Индии, по существу, 1 2 1 Меркулов И.П. Искусство древней Греции. М., 1982. С. 542. 2Даркевин В.И. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве IX XVI вв. М., 1988. С. 175. 125 |
образных движений в танце и благозвучия в музыке, считалась показателем разумности человека. Не случайно Платон придавал большое значение искусствам в воспитании в душе человека чувства ритма и гармонии. Однажды обнаруженные гармонические сочетания культивировались, закрепляясь в каноне. По свидетельству Платона, египтяне 10 тыс. лет назад установили, что прекрасно, и объявили об этом на священных празднествах и никому... «не дозволено было вносить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное»1. В эпоху мистерий качества человеческого сознания не оставались неизменными, а со временем претерпевали метаморфозы. Есть все основания полагать, что в ранний период мистерического творчества преобладала установка сознания «вовнутрь», о чем свидетельствуют системы абстрактного символизма, используемые для передачи космологических учений как на Ближнем, так и на Дальнем Востоке и, в частности, характер условного письма в художественной стилистике египтян. С выделением наук, искусств, религий из недр первобытного синкретического мышления судьба танца была различной. Танец, песня, музыка всегда были неотъемлемой частью народного творчества. Ритуальные и культурно профессиональные формы танца, исчезавшие с исторической сцены, продолжали свое бытие в стихии сельской и городской жизни. Народная память, запечатлевшаяся в хороводах, кадрилях, игровых и состязательных танцах, уходит корнями к первобытному танцевальному творчеству. Очень часто низовая культура была в оппозиции к официальной линии, и тогда «средствами пластики, звука и ритма можно было выразить запретные мысли и чувства, примером могут служить скоморошье искусство на Руси, карнавалы в Европе и в Латинской Америке» . Танец играл особую роль в элитарном воспитании аристократической молодежи, составлял важную часть церемониального этикета. Жестовая ' Меркулов И.П 2 Дарксвич В П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве 1Х-ХУ1 вв. М.. 1988. С. 175. 243 символика, наряду с символикой цвета, геометрической формой, имела сакральное предназначение в церковных ритуалах, а также широко использовались в светском общении, порой служа средством выделения символического образа рода, этноса. В восточной традиции сохранилась более тесная преемственность между новым и старым. Традиционный театр Индии, по существу, воспроизводит древние праздничные мистериальные представления. Синтез искусств и метафизики в сохранившейся традиции ограничен. В традиционном театре Индии нет ни хореографов, ни дирижеров, ни режиссера. Каждый исполнитель творец драматического действа не задумывается над интерпретацией действий партнера. И исполнители, и слушатели понимают символические языки поз, жестов, ритма так же естественно, как и в случае словесного языка. Национальный классический танец имеет алфавит, включающий более ста поз, которые все запечатлены мастерами в изобразительном искусстве. Имеются разнообразные позиции пальцев, а также многочисленные специальные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела1. Язык жестов -«мудра» имеет в своем словаре более 500 символов-понятий. Сочетание «мудра» с другими выразительными средствами зритель так же понимает монологи и диалоги актеров, как и в театре говорящего актера. В специальных духовных практиках (йога, дзен-буддизм, суфизм) танец продолжали развивать в целях созерцания и медитации. Художественное мышление, творящее балетный спектакль, имеет такой же модальный характер, как и научное. В мышлении рационального типа упорядочивающий аспект мысле формы преобладает над мысле энергией. Зарождение, становление, разворачивание и окончательное оформление замысла проходит и через идеальный план. В этнокультурной традиции в эстетическом мировосприятии отражается единство рисунка танца и орнаментального рисунка на произведениях декоративно прикладного искусства. Язык в данных синкретиче1 Котовская М. П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982. С. 81. 244 |