воспроизводит древние праздничные мистериальные представления. Синтез искусств и метафизики в сохранившейся традиции ограничен. В традиционном театре Индии нет ни хореографов, ни дирижеров, ни режиссера. Каждый исполнитель творец драматического действа не задумывается над интерпретацией действий партнера. И исполнители, и слушатели понимают символические языки поз, жестов, ритма так же естественно, как и в случае словесного языка. Национальный классический танец имеет «алфавит», включающий более ста поз, которые все запечатлены мастерами в изобразительном искусстве. Имеются разнообразные позиции пальцев, а также многочисленные специальные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела1. Язык жестов «мудра» имеет в своем словаре более 500 символов-понятий. Сочетание «мудра» с другими выразительными средствами зритель понимает, как и монологи и диалоги актеров в театре говорящего актера. В специальных духовных практиках (йога, дзен-буддизм, суфизм) танец продолжали развивать в целях созерцания и медитации. Художественное мышление, творящее балетный спектакль, имеет такой же модальный характер, как и научное. В мышлении рационального типа упорядочивающий аспект мыслеформы преобладает над мысле-энергисй. Зарождение, становление, разворачивание и окончательное оформление замысла проходит и через идеальный план. В этнокультурной традиции в эстетическом мировосприятии отражается единство рисунка танца и орнаментального рисунка на произведениях декоративно-прикладного искусства. Язык в данных синкретических видах искусств невербально-символический, где архетип символизирует древо жизни, составленное из сворачивающегося и разворачивающегося сюжета. Пространство символизирует изображение солнца, моря, гор, процесса трудовой деятельности в произведениях 1 Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982. С. 81. 126 |
символика, наряду с символикой цвета, геометрической формой, имела сакральное предназначение в церковных ритуалах, а также широко использовались в светском общении, порой служа средством выделения символического образа рода, этноса. В восточной традиции сохранилась более тесная преемственность между новым и старым. Традиционный театр Индии, по существу, воспроизводит древние праздничные мистериальные представления. Синтез искусств и метафизики в сохранившейся традиции ограничен. В традиционном театре Индии нет ни хореографов, ни дирижеров, ни режиссера. Каждый исполнитель творец драматического действа не задумывается над интерпретацией действий партнера. И исполнители, и слушатели понимают символические языки поз, жестов, ритма так же естественно, как и в случае словесного языка. Национальный классический танец имеет алфавит, включающий более ста поз, которые все запечатлены мастерами в изобразительном искусстве. Имеются разнообразные позиции пальцев, а также многочисленные специальные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела1. Язык жестов -«мудра» имеет в своем словаре более 500 символов-понятий. Сочетание «мудра» с другими выразительными средствами зритель так же понимает монологи и диалоги актеров, как и в театре говорящего актера. В специальных духовных практиках (йога, дзен-буддизм, суфизм) танец продолжали развивать в целях созерцания и медитации. Художественное мышление, творящее балетный спектакль, имеет такой же модальный характер, как и научное. В мышлении рационального типа упорядочивающий аспект мысле формы преобладает над мысле энергией. Зарождение, становление, разворачивание и окончательное оформление замысла проходит и через идеальный план. В этнокультурной традиции в эстетическом мировосприятии отражается единство рисунка танца и орнаментального рисунка на произведениях декоративно прикладного искусства. Язык в данных синкретиче1 Котовская М. П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982. С. 81. 244 ских видах искусств невербально символический, где архетип символизирует древо жизни составленный из сворачивающегося и разворачивающегося сюжета. Пространственное восприятие символизируют изображение солнца, моря, гор, процесса трудовой деятельности на произведениях декоративно прикладного искусства и рисунок движениями рук и ног в танце. Преобладает жизнеутверждающее начало, выражаемое теплотой красок, сюжетом орнамента в декоративно-прикладном искусстве и веселой музыкой, сопровождающей танец. Танец выражает ментальность индивида и менталитет этнокультуры. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы, носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, являясь одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. Главная категория, используемых при изучении танцевального искусства «Хореография («сНоге1а» пляска, «§гайа» графия) в переводе с греческого языка означает искусство создания танцевальных форм»1. В хореографическом искусстве выделяют: народный танец искусство, основанное на творчестве самого народа; бытовой или бальный танец как вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д. Если в вербальной коммуникации главным средством, помимо мимики, жестов, является язык, то в традиционной народной хореографии таковым является язык пластики, представляющий собой «совокупность танцевально-языковых средств, воплощенных в хореографии героев». При этом надо отметить, что средством выражения может быть монолог, диалог, терцет, квартет, хор, кордебалет. 1 Музыка. Пенис. Хареография: Теоретический курс. М., 1994. С. 108. 245 |