Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 127]

танцев уделял внимание составу участников, цели, значению и танцевальной лексике танца, а также характеру восприятия танцев участниками самой религиозной церемонии.
При классификации «различают фольклорный, бытовой, самодеятельный, профессиональный
танцы»1, причем в фольклорном танце следует выделять пласт собственно традиционных народных танцев и пласт более позднего периода, возникшего под влиянием городской субкультуры.
Подобную тенденцию классификации танцев продолжает американский исследователь Р.
Краус.
Ученый выделяет пять групп танцев: балет, танец модерн, социальный танец, сценический танец, народный танец.
Англичанин Р.
Неттл делит танцы на социальные
и ритуальные, Л.
Гроув на три группы: образные или поэтические, изобразительные, ритуальные.
К.
Закс подразделяет танцы на изобразительные или мимические,
неизобразительные или абстрактные.
Д.
Мартин предлагает при систематизации танцев два критерия: любой танец
по составу участников может быть сольным, парным, групповым (коллективным), коллективно-парным; на основе учета степени свободы исполнителей танца в обращении с хореографическим текстом и воплощением пластической идеи в реальность танцы будут подразделяться на регулярные (то есть с каноническим текстом), регулятивные и на нерегулярные, импровизированные.
Большинство исследователей придерживаются в классификации традиционной народной хореографии принципа «принадлежности танца к
тому или иному обряду, имея в виду их функциональное значение» .
Деление танца по тематике учитывает в своей классификации пространственный рисунок расположение танцующих, а также
те танцевальные движения, которые, являясь основными, настойчиво повторяются1 2 3.
Литовская исследовательница Е.
Моркунене классифицирует
1 Народный танец: проблемы изучения.
СПб., 1991.
С.

213.
2 Федорова Л.Н.
Африканский танец: Обычаи, ритуалы, традиции.
М., 1986 С.
128.

3 Соколов А.А.
Проблема изучения танцевального фольклора // Методы изучения фольклора.
Л., 1983.-С.
131.

129
[стр. 246]

капьных общественных групп»1.
Под терминам «танец» следует понимать вид духовной деятельности, в которой пластика человека реализует его представления о мире и самом себе, а также формах, взаимодействия человека с реальным и воображаемым окружением, является ритмически организованным ритуально-игровым поведением, обретающим определенную пластическую форму, обычно эстетически осмысленную.
Основой танца в настоящее время являются «специально отобранные, систематизированные либо сочиненные и, как правило, канонизированные традицией жесты, движения, позы; количество исполнителей, размещение их в пространстве; принципы организации некоего целостного танцевального действа».1 2 Н.Г.
Монро в своей работе о религии айнов уделял внимание при классификации танцев составу участников, цели, значению и танцевальной лексике танца, а также характеру восприятия танцев участниками самой религиозной церемонии.
При классификации «различают фольклорный, бытовой, самодеятельный, профессиональный
танцы»3причем в фольклорном танце следует выделять пласт собственно традиционных народных танцев и пласт более позднего периода, возникшего под влиянием городской, субкультуры.
Подобную тенденцию классификации танцев продолжает американский исследователь Р.
Краус.
Ученый выделяет пять групп танцев: балет, танец модерн, социальный танец, сценический танец, народный танец.
Англичанин Р.
Неттл делит танцы на: социальные,
ритуальные, Л.
Гроув танцы делит на три группы: образные или поэтические танцы, изобразительные танцы, ритуальные танцы.
К.
Закс, подразделяет танцы на изобразительные или мимические,
нсизобразительные или абстрактные.
Д.
Мартин предлагает при систематизации танцев два критерия: любой танец
но составу участников может быть 1 Королева Э.
Л.
Ранние формы танца.
Кишинев.
1977 С.
194.
2 Народный танец: Проблемы изучения.-СПб., 1991.
С.

212.
2 Народный танец: проблемы изучения.
СПб., 1991.
С.
213.
247

[стр.,247]

сольным, парным, групповым (коллективным), коллективно парным; на основе учета степени свободы исполнителей танца в обращении с хореографическим текстом и воплощением пластической идеи в реальность танцы будут подразделяться на регулярные (то есть с каноническим текстом), регулятивные и на нерегулярные, импровизированные.
Большинство исследователей придерживаются в классификации традиционной народной хореографии принципа «принадлежности танца к
тому или иному обряду, имея в виду их функциональное значение»1.
Деление танца по тематике учитывает в своей классификации «пространственный рисунок расположение танцующих, а также
обращает внимание на те танцевальные движение, которые, являясь основными, настойчиво повторяются»2.
Литовская исследовательница Е.
Моркунене классифицирует
танцевальный материал по форме по хореографической структуре, по пространственному рисунку.
Одной из основных черт народной хореографии является фигурная структура (движение или общность нескольких движений).
Согласно этому критерию, она делит все танцы на четыре группы: танцы с фигурами вращения; танцы с фигурами различного плетения; танцы, в которых участники по-разному ныряют через приподнятые руки других; танцы, в которых участники, исполняя танцевальные фигуры, меняются местами.
Рассматривая жанр как исторически сложившую категорию, можно выделять в народной хореографии три жанра: календарные танцы (хороводы), бытовые танцы, танцы тематические (сюжетные).
М.Я.
Жорницкая за основу классификации танцев брала этнический признак.
Принцип классификации народных танцев с ее точки зрения это древнейшие подлинные; общие для одних и других родственных народов; заимствованные в новейшие времена от соседних народов.
'Федорова Л.
Н.
Африканский танец: Обычаи, ритуалы, традиции.
М., 1986 С.
128.

*СоколозА.
А.
Проблема изучения танцевального фольклора.//Методы изучения фольклора.
Л., 1983.
С.
131.

248

[Back]