проявлений и душевных побуждений, доказано, что жест и интонация подчиняются единому моторному центру мозга. В жесте эмоция получает материальную точку опоры. Танец, выполняя функцию языка, может быть проводником духовного содержания, чувства радости, удивления, скорби. К имплицитной форме прибегают, если какая-то информация не может быть полно и точно выражена эксплицитно. Коммуникативная функция танца выражается в том, что, владея танцем (энергетикой), танцор в прямом смысле гипнотизирует зрителей и судей. Энергетику мы чувствуем душой. Один человек рождает чувство, усиливает и посылает его, а другой принимает его и отвечает определенной реакцией эмпатией1. Когда мы реагируем на энергетику эмпатией, мы осознаем ее присутствие и влияние на нас. Все мы переживаем чувства. Мы замечаем это в других людях по изменившейся мимике лица, характеру движений. Наше лицо, наше тело в этом случае «говорят» нам, что они чувствуют. Отсюда, вероятно, и произошел танец язык тела. Сегодняшняя информация усложнилась, усложнилась и техника движения в танце. Зритель бессознательно реагирует на эти мышечные движения, чувствуя в результате то же, что и танцор. Задача танцора своим телом передать чувства так, чтобы зритель прочувствовал то же, что и он. Танцор должен владеть в равной степени техникой, пластикой, обладать физической формой, эмоциональным опытом, чтобы потом передать полное содержание танца; эстетические и нравственные его характеристики. Ум и сердце танцующего участвуют во всем, что делает тело. В процессе танца танцор проживает, чувствует, осознает каждый жест, которым он передает свои чувства, мысли и своему партнеру, и зрителям. «Тело может служить матрицей, моделью для Познания национального космоса». Жест, танец, игра, спорт находятся в соответствии с этнокультурой. «Тело кочевника гибкое, обтекаемое, округлое, животно1 2 1 Эмпатия способность переживать то же, что чувствует другой человек. 2 Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1998. -С. 112. 132 |
Невербальный язык реализуется посредством чувств, эмоций и других внерациональных компонент. Если логос связан с поиском истины, то докса выражает отношение к предмету разного рода желания, намерения, оценки и др. Наша способность «соотносить себя с миром посредством интенсиональных состояний мнения, желания, предпочтения и т.д. более фундаментальна, чем вербальная способность»1 Невербальным актам принадлежит важная роль в деятельности человека. Необходимо определить, проанализировать те формы, в которых невербальные акты протекают: язык тела, жесI та, мимики. Символическим языком танца (тела) является схема, рисунок; особую категорию составляют молчание, внутренняя речь, латентный, невербальный язык и.др. Связь вербального с невербальным языком следует из факта, что существует прямая, непосредственная связь между душевным складом человека и реакциями его тела, душевное и телесное коррелируют. В психологии проявления, изучающей связь телесных проявлений и ду• шевных побуждений, доказано, что жест и интонация подчиняются единому моторному центру мозга. В жесте эмоция получает материальную точку опоры. Танец, выполняя функцию языка и может быть проводником духовного содержания, чувства радости, удивления, скорби. К имплицитной форме прибегают, если какая-то информация не может быть полно и точно & выражена эксплицитно. Невербальный язык характеризуется наличием ряда модусов (свойств), таких как эмотивный, сигнальный, аксиологический, этический, стратегический, коммуникативный, эпистемический Коммуникативная функция танца выражается в том, что владея танФ цем (энергетикой) танцор в прямом смысле гипнотизирует зрителей и судей. Энергетику мы чувствуем душой. Один человек рождает чувство, усилива1 Лбрзмова Н. Т. Невербальные мыслительные акты в «зеркале» рационального сознания. В / Ф . Ха 7. 1997. С. 63. 250 ет и посылает его, а другой принимает его и отвечает определенной реакцией эмпатией1. Когда мы реагируем на нее эмпатией, мы осознаем ее присутствие и влияние на нас. Все мы переживаем чувства. Мы замечаем это в других людях по изменившейся мимике лица, характеру движений. Наше лицо, наше тело в этом случае «говорит» нам, что оно чувствует. Отсюда, вероятно, и произошел танец язык тела. Сегодняшняя информация усложнилась, усложнилась и техника движения в танце. Зритель бессознательно реагирует на эти мышечные движения, чувствуя в результате то же, что чувствует танцор. Задача танцора своим телом передать чувства так, чтобы зритель прочувствовал то же, что и он. Танцор должен владеть в равной степени техникой, пластикой, физической формой, эмоциональным опытом, чтобы потом передать полное содержание танца; эстетические и нравственные его характеристики. Ум и сердце танцующего участвуют во всем, что делает тело. Танец это тот процесс танца, в котором танцор проживает, чувствует, осознает каждый жест, как мысль и передает свои чувства, мысль и своему партнеру, и зрителям. «Тело может служить матрицей, моделью для познания национального космоса»1 2. Жест, танец, игра, спорт находятся в соответствии с этнокультурой. «Тело кочевника гибкое, обтекаемое, округлое, животноподобное, даже кошачье. Тело земледельца подобно дереву, его торс подобен стволу с ветвями, широкие плечи, узловатые конечности, жесткие кости, его фигура из острых и прямых углов»3. Термин жест происходит от латинского "§е$Ш$", что означает деяние, действие. Каждый жест, поза есть определенное поведение, разговор и при этом жесты служат как слова, а телодвижения как предложения, примером тому «асаны» индийской йоги, позы «лотос», «змея», «свеча». В 1 Эмпатия способность переживать то же, что чувствует другой человек.. 2 Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1998. С. 112. 3 Гачев Г. там же С 72 251 |