Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 132]

проявление таланта и воли личности.
Здесь налицо связь единичного, особенного и всеобщего.
Этнически особенное в танце выражают жесты, связанные с экономическими, географическими, историческими особенностями этнокультуры.
Так, русский танец, как уже отмечалось, имеет широкий рисунок, характеризующий наличие пространства, а горский танец исполняется почти на месте из-за ограниченности пространства.
Взмах руками от пояса в
стороны указывает эту пространственность в русском танце, в то время как в горском танце руки изображают вертикальный рисунок соответствующий горному орнаменту, где доминируют земледелие (террасное) и строительство селений в виде «птичьих гнезд» на скалах.
В танцах отражается наиболее характерная трудовая деятельность: «А мы просо сеяли, сеяли!..» и хоровод изображает притоп и прихлоп,
городские танцы твист «расщепляй» и шейк «тряси» можно определить как бунт естества против машинной цивилизации.
Танец ковровщиц отображает напрямую трудовую деятельность, телодвижения же охотников
крадущиеся, воинственные.
Описывая африканские танцы, Габриэлла Маркус пишет: «Ряды мужчин и женщин в одинаковых одеяниях танцуют мерным шагом, топая и прыгая, их взгляды внимательно и напряженно вперены в землю, которая их источник...
бог и земля неотделимы для них.
Итак, народ един, танцуя в унисон: небо и земля единое,
почитаемое одновременно»1.
Стереотипизирована сущность русской девушки в образе «русалка» и в танце она выплывает «лебедушкой».
В «лезгинке»
девушка всегда в белом длинном платье, подчеркивающем беззаботность, свежесть и чистоту, в то время как в танце ковровщиц костюм танцующей подчеркивает готовность работать.
Женщина в танце изображает степенность, воспитательное начало,
1 Гачев Г.
Национальные образы мира.
М., 1998.
С.
78.
134
[стр. 251]

покое человек выражает сущность растения, а в движении сущность животного.
Телодвижениями человек, изображает орнамент в пространстве.
В каждой этнокультуре во множество ритуальных телодвижений, зафиксированных в национальных играх, танцах, видах спорта, выражающих менталитет этнокультуры.
Характерная черта американцев ставить ноги на стол, оскорбительная для европейца, уходит корнями в период освоения пионерами первопроходцами новых земель, которые, исходив десятки миль, испытывали потребность дать ногам отдых и поднимать ноги для оттока крови по венам.
Возможен и другой вариант подчеркнутое игнорирование евразийского этикета американцами.
Геометрические фигуры расписывают воображаемые образы географических и исторических особенностей этносистемы.
Так, балерина расписывает телом воздушные замки, африканские танцы акты сакральной литургии, воссоединения, религии.
В танцах земледельческих народов телодвижения подчинены образам, мотивам посева или сбора урожая.
В танце отражается пространственновременные особенности этиокультуры, например, вальс может быть связан с периодом копернической эры; вращения вокруг своей оси с партнером и по кругу зала указывают на вращение земли вокруг своей оси и по орбите вокруг солнца.
Вальс дает чувство сопричастности к универсуму, национально особенное, этническое при этом выступает как особенное, приобщающее к явлению танца, основанное на индивидуальных способностях танцевать и как проявление таланта и воли личности.
Здесь налицо связь единичного, особенного и всеобщего.
Этнически особенное в танце выражают жесты, связанные с экономическими, географическими, историческими особенностями этнокультуры.
Так, русский танец как уже отмечалось, имеет широкий рисунок, характеризующий наличие пространства, а горский танец исполняется почти на месте изза ограниченности пространства.
Взмах руками от пояса в


[стр.,252]

стороны указывает эту пространственность в русском танце, в то время как в горском танце руки изображают вертикальный рисунок соответствующий горному орнаменту, где доминируют земледелие (террасное) и строительство селений в виде «птичьих гнезд» на скалах.
В танцах отражается наиболее характерная трудовая деятельность: «А мы просо сеяли, сеяли!...»и хоровод изображает притоп и прихлоп,
городской танец твист «расщепляй» и шейк«тряси» -можно определить как бунт естества против машинной цивилизации.
Танец ковровщиц отображает напрямую трудовую деятельность, телодвижения же охотников
крадучись, воинственные марши и т.
д.
Описывая африканские танцы, Габриэлла Маркус, пишет: «Ряды мужчин и женщин в одинаковых одеяниях, танцуют мерным шагом, топая и прыгая, их взгляды внимательно и напряженно вперены в землю, которая их источник...
бог и земля неотделимы для них.
Итак, народ един танцуя в унисон: небо и земля единое,
почитаемые одновременно»1.
Стерсотипизирована сущность русской девушки в образе «русалка» и в танце она выплывает «лебедушкой».
В «лезгинке»
соответственно девушка всегда в белом длинном платье, подчеркивающей беззаботность, свежесть и чистоту, в то время как в танце ковровщиц костюм танцующей подчеркивает готовность работать.
Женщина в танце изображает степенность, воспитательное начало,
питающее как земля.
Для мужчин главное в танце прыжки, подскоки, и стремительность; перебор на носочках в лезгинке или чечетка цыган или сложные прыжки на коленях и на носках в казачьем и русском танце.
Доброе и злое начало в горском танце выражено в противопоставлении; то есть в изображении злого начала в уродливой форме, доброго начала в подчеркнуто красивой форме (костюма, движений), что указывает на синкретизм этического и эстетического, характерных для этноса, где господствующей формой общественного сознания является традиция.
Цнт.
покн.
Георгий Гачев.
Национальные образы мира.
М., 1998 С.
78.

[Back]