Для нас представляется важным вопрос о возможности проявления и выражения свободы воли личности в танце. Танец обнаруживает связь между телесной природой человека и его культурой, с одной стороны, и осознанием связи между духовным миром этноса и свободой самовыражения личности с другой. Мы испытываем в танце полное раскрепощение и способны прочувствовать свою волю в чистом виде, так как она не направлена на конкретные практические цели. В танце неразделимы мышление и действия, где движение не только главное средство взаимодействия тела с миром, но и осуществление восприятие жизни. Движение танцовщика ~ это работа его ума, воли, интуиции и воображения (разума, этики и эстетики) для достижения единства высших ценностей: истины, добра и красоты, гармонии и с самим собой, и с природой, и с другими людьми. Для определенности танца требуются рамки, очерчиваемые языком жестов, но танцовщику дается свобода раствориться в своих движениях. Являются ли сакральные танцы искусством? Танец как самый исторически первый, примитивный, недискурсивный вид искусства в любой своей форме содержит элемент сакральности. В танце ярче, чем в других видах художественного творчества, нарастает напряженность между личным и общим. Личное «Я» вписывается в танец в более широком смысле, чем самовыражение. Как эстетическая категория, танец выходит за пределы личного, индивидуального, поскольку эстетическое как высшая ценность связано с идеалом. Танец предполагает общение, хотя танцевать можно и для себя, но искусством танец можно считать лишь тогда, когда он обращен к другим людям (партнеру и зрителям). Мир танца имеет социальное измерение. Жест и движение сами по себе являются средствами передачи эмоционального, эстетического, нравственного опыта из сознания одного человека в сознание другого. Ценными в танце являются и сами движения, и то, что они могли бы обозначать. Танец для зрителя не только сопереживание, но и сотворчество, имеющее моральное измерение. 137 |
Хайдеггером как возможность человеческого бытия приобщиться к истине, «похитив» ее у сущего). Танец уникальный пример реализации свободы человеческого тела: скрытость тела как плоти земного существа здесь может быть проявлена и освещена истиной. Танец это динамический образ, материалом для которого является непрерывная материя жеста, создающая мир динамических сил, нс ограниченный телесной формой танцующих, но и не являющийся полностью независимым от традиционного образа. Движение, пространство и время в танце следует рассматривать как человеческое движение, пространство и время. Реальное пространство и пространство танца не совпадают, так как пространство танца проживается в воображении танцора и требует активного воображения зрителя. Исполнитель сам управляет временем и пространством своего танца: когда он движется, время движется вместе с ним. Танец обладает собственным имманентным настоящим, каждое сиюминутное движение танца содержит такое богатство бытия, которое растягивает сам исполнитель, сам управляет временем и пространством своего танца, когда он движется, время движется вместе с ним, настоящий момент превращается в безграничный процесс движения. Танец начинается и заканчивается в живое время и может существовать запись танца, но не сам танец. Танец существует только в процессе танца. Движения танца не являются знаками, они разумны и понятны сами по себе, танец развивает свою собственную логику и рациональную целостность. В отличии от словесного выражения, выражаемое в танце содержание не может быть выражено никаким другим способом, танец не нуждается в конкретизации своих образов, ни в понятийной символизации. Выразительность танца определяется жестом. Жест в танце символичсн, метафоричен, касается высших сущностей. Для нас представляется важным вопрос о возможности проявления и выражения свободы воли личности в танце. Танец обнаруживает связь между телесной природой человека и его культурой, с одной стороны, и осознанием связи между духовным миром этноса и свободой самовыражения личности с другой. Танец выступает как форма участия в культуре и одним 255 из способов ее создания, регламентирования. В то же время танец служит личному освобождению человека. Мы испытываем в танце полное раскрепощение и способны прочувствовать свою волю в чистом виде, так как она не направлена на конкретные практические цели. В танце неразделимы мышление и действия, где движение не только главное средство взаимодействия тела с миром, но и осуществление восприятие жизни. Движение танцовщика это работа его ума, воли, интуиции и воображения (разума, этики и эстетики) и, как следствие, единства высших ценностей: истины, добра и красоты, возможность достижения гармонии и с самим собой, и с природой, и с другими людьми. Для определенности танца требуются рамки, очерчиваемые языком жестов, но во власти танцовщика остается свобода раствориться в своих движениях. Являются ли сакральные танцы искусством? Танец как самый исторически первый, примитивный, недискурсивный вид искусства в любой своей форме содержит элемент сакральности. В танце ярче, чем в других видах художественного творчества, нарастает напряженность между личным и общим. Личное «Я» вписывается в танец в более широком смысле, чем самовыражение. Как эстетическая категория, танец выходит за пределы личного, индивидуального, так как эстетическое как высшая ценность связано с идеалом. Танец предполагает общение, хотя танцевать можно и для себя, но искусством танец можно считать лишь тогда, когда он обращен к другим людям, (партнеру и зрителям). Мир танца имеет социальное измерение, жест и движение сами по себе, являются средствами передачи эмоционального, эстетического, нравственного опыта из сознания одного человека в сознание другого. Ценными в танце являются и сами движения, и то, что они могли бы обозначать. Танец для зрителя не только сопереживание, но и сотворчество, имеющее моральное измерение. нокультуры, так как танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы и носит объективный характер. Традиционная народная хореография выполняет функции института социализации детей, подростков и молодежи и невербальную коммуникативную функцию. Языком танца является схема, рисунок, особую категорию составляют молчание, внутренняя речь, латентный, невербальный язык. Связь вербального с невербальным языком следует из того факта, что существует прямая, непосредственная связь между душевным складом человека и реакциями его тела. Танец существует только в процессе танца. Движения танца не являются знаками, они разумны и понятны сами по себе, танец развивает свою собственную логику и рациональную целостность. В отличии от словесного выражения, выражаемое в танце содержание не может быть выражено никаким другим способом, танец не нуждается в конкретизации своих образов, ни в понятийной символизации. Выразительность танца определяется жестом. Жест в танце символичен, метафоричен, касается высших сущностей. Танец выступает как форма участия в культуре и одним из способов ее создания, регламентирования, в то же время танец служит личному освобождению человека. В танце неразделимы мышление и действия, где движение не только главное средство взаимодействия тела с миром, но и осуществление восприятия жизни. Движение танцовщика это работа его ума, воли, интуиции и воображения (разума, этики и эстетики) и, как следствие, единства высших ценностей: истины, добра и красоты, возможность достижения гармонии и с самим собой и с природой, и с другими людьми. Личное «Я» вписывается в танец в более широком смысле, чем самовыражение, и танец как эстетическая категория, выходит за пределы личного, индивидуального, так как эстетическое как высшая ценность связано с идеалом. Искусством танец можно считать лишь тогда, когда он обращен к другим людям, (партнеру и зрителям). Ценными в танце являются и сами движения и то, что они могли бы обозначать. Танец для зрителя не только |