своеобразная национально-культурная информация, которая дается носителям данного языка и соответствующей культуры подсознательно и интуитивно. Различия между языками, обусловленные различием культур, заметнее всего в лексике и фразеологии. Так, в разных языках преобладает различная лексика (можно отметить обширную юридическую терминологию в английском; философскую в немецком; более трехсот наименований цвета в японском). Причем, это не является простым перечислением фактов, а имеет непосредственное отношение к самому национальному характеру и бытию народов. Лексика во многом отражает особенности культуры, а также признаки местности, климата, занятий и ориентаций этносов. Например, в арабском языке существует более шести тысяч слов для обозначения верблюда, частей его тела и снаряжения. У эскимосов более тридцати названий снега: для обозначения рыхлого снега употребляется иное слово, чем для обозначения снега липкого. У дагестанских народностей количественная характеристика слов и названий зависит от преимущественной трудовой деятельности и климатических особенностей. Таким образом, язык выполняет адаптивно-адаптирующую функцию культуры. Невербальный язык характеризуется наличием ряда модусов (свойств): эмотивный, сигнальный, аксиологический, этический, стратегический, коммуникативный, эпистемический. Этикет представляет собой одну из подсистем культуры, обеспечивающих жизнедеятельность общества за счет механизма наследования и передачи опыта жизнедеятельности от субъекта к субъекту, от поколения к поколению. Через этикет происходит знакомство с культурой прошлого. Он сам является неким культурным знаком, посредством которого осуществляется многовековая преемственность культуры человечества. Этикетные правила основываются на моральных, эстетических и религиозных ценностях народа. Они обладают свойством аккумулировать наиболее оптимальные, с точки зрения имеющегося культурноисторического опыта народа, формы общения, поведения, внешнего вида 143 |
§ 2. Этикет и его регулятивная роль в этнокультуре. В едином «поле» культуры этикет не только связывает свое «бытиедля» с другими формами культуры (мораль, религия, искусство и др.), нередко мимикрируя, растворяясь в их содержании, но и выполняет свои специфические функции по отношению к социокультурной реальности. Этикет представляет собой одну из подсистем культуры, обеспечивающих жизнедеятельность общества за счет осуществления механизма наследования и передачи опыта жизнедеятельности от субъекта к субъекту, от поколения к поколению. Через этикет происходит знакомство с культурой прошлого. Он сам является неким культурным знаком, посредством которого осуществляется многовековая преемственность культуры человечества. При этом этикет всегда несет в себе этническую специфику «приличий» и, по существу, является этноэтикетом, выражающим мировоззрение, образ жизни, нравы этнокультурных общностей, отличных друг от друга. Этикетные правила основываются на традиционных, моральных, эстетических и религиозных ценностях народа. Они обладают свойством аккумулировать наиболее оптимальные, с точки зрения имеющегося культурноисторического опыта народа, формы общения, поведения, внешнего вида человека. И в этом отношении этикет, действительно, может быть понят лишь в контексте этнической культуры, ее обычаев, традиций, ритуалов. При этом, как справедливо замечает Э. Сепир, «прошлое представляет интерес для культуры только тогда, когда оно по-прежнему является настоящим или может еще стать будущим»1. Так и для этикета как социально-культурного феномена важнейшей характеристикой является сосуществование, взаимопроникновение традиционных ценностей и новых нормативно-ценностных установок, вызванных к жизни изменяющимися условиями жизнедеятельности общества. Этикет является не просто «складом» традиционных стереотипных форм поведения и взаимоотношении между людьми. Он открытая, воспитанности и составляют характерные черты домашнего и общественного быта. Обычай гостеприимства и позднее куначества сохраняются на протяжении всех исторических эпох и дожили до наших дней в силу того, что данный институт отвечает естественным гуманным побуждениям человеческого общежития и способствует жизнедеятельности этносистемы, ее уникальности, основанной на общечеловеческих ценностях. «Бытие-для» с другими формами культуры (мораль, религия, искусство и др.), нередко мимикрируя, растворяясь в их содержании, но и выполняет свои специфические функции по отношению к социокультурной реальности. Кроме положительных (одобрительных) принципов горского этикета существуют и запретительные нормы. 3. «Ц1ахдсш» (букв, стыдно) стыднежелательность, непозволительность поступков, образа жизни, несовместимых с нормами общественной морали. Эта категория определяет в качестве постыдных такие явления, как чревоугодие в застолье, пьянство, негостеприимность, фамильярность в разговоре со старшими по возрасту, всякие проявления несдержанности. Стыд в этноэтикете служит первичным движущим мотивом поведения человека. 4. «Х1ярам» категория абсолютного запретительного характера сохранившаяся в религиозных воззрениях. Этноэтикет представляет собой одну из подсистем культуры, обеспечивающих жизнедеятельность общества за счет осуществления механизма наследования и передачи опыта жизнедеятельности от субъекта к субъекту, от поколения к поколению. Через этноэтикет происходит знакомство с культурой прошлого. Он сам является неким культурным знаком, посредством которого осуществляется многовековая преемственность этнокульгуры. При этом этноэтикет всегда несет в себе информацию выражающую мировоззрение, образ жизни, нравы вполне определенных этнокультурных общностей, отличных друг от друга. Этноэтикетные правила основываются на традиционных, моральных, эстетических и религиозных ценностях народа. Они обладают свойством аккумулировать наиболее оптимальные с точки зрения имеющегося культурноисторического омыта на рода формы общения, поведения, внешнего вида человека. И в этом отношении этноэтикет, действительно, может быть понят лишь в контексте национальной культуры, ее обычаев, традиций, ритуалов, которые представляют интерес для культуры только тогда, когда они обнаруживаются в настоящем и могут еще стать будущим. Так для этноэтикета как социально-культурного феномена важнейшей характеристикой является сосуществование, взаимопроникновение традиционных ценностей и новых нормативно-ценностных установок, вызванных к жизни изменяющимися условиями жизнедеятельности общества. Этноэтикет является не просто «складом» традиционных стереотипных форм поведения и взаимоотношений между людьми. Он открытая, развивающаяся система, несущая в себе способность к изменениям. В этом смысле он не только традиционен, но и современен в том отношении, что он соразмерен своему времени, конкретной ситуации. «Он представляет действительность настоящего: данного времени, места и обстоятельств, того, что происходит с этими людьми здесь и сейчас»1. Более того, этикет содержит в себе момент будущего, открывая человеку возможность. Он дает человеку знание возможности и предлагает ему лучшую из этих возможностей (оптимальную в данном контексте). Он позволяет человеку видеть возможность (общения, поведения, оформления внешности и т.д.), наставляет его на эту возможность, подводит его к этой возможности. Но при всей способности этикета к восприятию нового, он отличается наибольшей консервативностью по сравнению с другими формами культуры. Этикет, прежде всего, соотносится с прошлой культурой, с прошлой моралью и традициями, а не с современностью. Новационные изменения в этикете часто касаются лишь его формальных признаков, внешних проявлений. Смы1 Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993 С. 485. 229 |