Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 142]

человека.
Для этикета как социально-культурного феномена важнейшей характеристикой является передача традиционных ценностей и их трансформация в новые нормативно-ценностные установки, рожденные изменяющимися условиями жизнедеятельности общества.
Этикет является не просто «складом» традиционных стереотипных форм поведения и взаимоотношений между людьми.
Он открытая, развивающаяся система, способная к изменениям.
Коммуникативная функция танца выражается в том, что, владея танцем (энергетикой), танцор в прямом смысле гипнотизирует зрителей и судей.
Энергетику мы чувствуем душой.
Один человек рождает чувство, усиливает и посылает его, а другой принимает его и отвечает определенной реакцией эмпатией.
Когда мы реагируем на
энергетику эмпатией, мы осознаем ее присутствие и влияние на нас.
Все мы переживаем чувства.
Мы замечаем это в других людях по изменившейся мимике лица, характеру движений.
Наше лицо, наше тело в этом случае
«говорят» нам, что они чувствуют, поэтому танец можно назвать языком тела.
Коммуникативное поведение всех народов мира в той или иной мере и форме противопоставлено по таким признакам, как «отсутствие наличие родственных отношений» и «степень родства».
Например, среди дагестанцев, как и многих других кавказских народов, внутри родственной группы действует своеобразная техника коммуникации,
которая определяется конкретным типом родственных отношений: объятие как компонент приветствия, вторичное наименование родственников, молчание, избегание и т.
п.

Геометрические фигуры расписывают воображаемые образы географических и исторических особенностей этносистемы.
Так, балерина расписывает телом воздушные замки, африканские танцы акты сакральной литургии, воссоединения, религии.
В танцах земледельческих народов телодвижения подчинены образам, мотивам посева или сбора урожая.

144
[стр. 212]

ритм, интонация), собственно речь».1 Понятие техники общения соотносится с понятием средства общения, однако не все, что социально значимо во взаимодействии людей, можно назвать средствами общения: этого нельзя сказать о месте, времени общения, о расположении коммуникантов в пространстве, об их облике (одежда, способ стрижки), о походке и других параметрах социального поведения, также подверженных ритуализации в своеобразном для каждого этноса направления.
Коммуникативное поведение всех народов мира в той или иной мере и форме противопоставлено по таким признакам, как «отсутствие наличие родственных отношений» и «степень родства».
Например, среди дагестанцев, как и многих других кавказских народов, внутри родственной группы действует своеобразная техника коммуникации,
определяется конкретным типом родственных отношений: объятие как компонент приветствия, вторичное наименование родственников, молчание, избегание и тому подобное.
Вообще систему родства можно рассматривать в качестве одного из аспектов традиционно-бытовой культуры общения.
Такое определение ориентирует на исследование всего многообразия правил и предписаний социального поведения личностей внутри родственной группы, не ограничиваясь простой фиксацией терминов родства и общими суждениями относительно их связей друг и другом.
Эта проблема еще подлежит раскрытию, но в данной работе перейдем к раскрытию содержания этикета на примере конкретного этноса.
Дагестанский этикет представляет собой составную часть свода неписанных законов (обычаев), известных под названием «намус», то есть «должное» в поведении конкретного человека.
В соответствии с буквой этих законов вплоть до XIX века осуществлялась регуляция поведения дагестанцев во всех областях общественной жизни.
И по сей день «намус» оказывает влияние (хотя и в значительно меньшей степени) на поведение людей, на их псиЛеви Стросс.
К.
Струетурная антропология.
М., 1983.
С.
67.


[стр.,250]

ет и посылает его, а другой принимает его и отвечает определенной реакцией эмпатией1.
Когда мы реагируем на
нее эмпатией, мы осознаем ее присутствие и влияние на нас.
Все мы переживаем чувства.
Мы замечаем это в других людях по изменившейся мимике лица, характеру движений.
Наше лицо, наше тело в этом случае
«говорит» нам, что оно чувствует.
Отсюда, вероятно, и произошел танец язык тела.
Сегодняшняя информация усложнилась, усложнилась и техника движения в танце.
Зритель бессознательно реагирует на эти мышечные движения, чувствуя в результате то же, что чувствует танцор.
Задача танцора своим телом передать чувства так, чтобы зритель прочувствовал то же, что и он.
Танцор должен владеть в равной степени техникой, пластикой, физической формой, эмоциональным опытом, чтобы потом передать полное содержание танца; эстетические и нравственные его характеристики.
Ум и сердце танцующего участвуют во всем, что делает тело.
Танец это тот процесс танца, в котором танцор проживает, чувствует, осознает каждый жест, как мысль и передает свои чувства, мысль и своему партнеру, и зрителям.
«Тело может служить матрицей, моделью для познания национального космоса»1 2.
Жест, танец, игра, спорт находятся в соответствии с этнокультурой.
«Тело кочевника гибкое, обтекаемое, округлое, животноподобное, даже кошачье.
Тело земледельца подобно дереву, его торс подобен стволу с ветвями, широкие плечи, узловатые конечности, жесткие кости, его фигура из острых и прямых углов»3.
Термин жест происходит от латинского "§е$Ш$", что означает деяние, действие.
Каждый жест, поза есть определенное поведение, разговор и при этом жесты служат как слова, а телодвижения как предложения, примером тому «асаны» индийской йоги, позы «лотос», «змея», «свеча».
В 1 Эмпатия способность переживать то же, что чувствует другой человек..
2 Гачев Г.
Национальные образы мира.
М., 1998.
С.
112.
3 Гачев Г.
там же С 72 251

[стр.,251]

покое человек выражает сущность растения, а в движении сущность животного.
Телодвижениями человек, изображает орнамент в пространстве.
В каждой этнокультуре во множество ритуальных телодвижений, зафиксированных в национальных играх, танцах, видах спорта, выражающих менталитет этнокультуры.
Характерная черта американцев ставить ноги на стол, оскорбительная для европейца, уходит корнями в период освоения пионерами первопроходцами новых земель, которые, исходив десятки миль, испытывали потребность дать ногам отдых и поднимать ноги для оттока крови по венам.
Возможен и другой вариант подчеркнутое игнорирование евразийского этикета американцами.
Геометрические фигуры расписывают воображаемые образы географических и исторических особенностей этносистемы.
Так, балерина расписывает телом воздушные замки, африканские танцы акты сакральной литургии, воссоединения, религии.
В танцах земледельческих народов телодвижения подчинены образам, мотивам посева или сбора урожая.

В танце отражается пространственновременные особенности этиокультуры, например, вальс может быть связан с периодом копернической эры; вращения вокруг своей оси с партнером и по кругу зала указывают на вращение земли вокруг своей оси и по орбите вокруг солнца.
Вальс дает чувство сопричастности к универсуму, национально особенное, этническое при этом выступает как особенное, приобщающее к явлению танца, основанное на индивидуальных способностях танцевать и как проявление таланта и воли личности.
Здесь налицо связь единичного, особенного и всеобщего.
Этнически особенное в танце выражают жесты, связанные с экономическими, географическими, историческими особенностями этнокультуры.
Так, русский танец как уже отмечалось, имеет широкий рисунок, характеризующий наличие пространства, а горский танец исполняется почти на месте изза ограниченности пространства.
Взмах руками от пояса в

[Back]