Исторически танец возник как один из самых первых видов искусств. Кинестезическое мышление {кинестезия ощущение движений) в когнитивном аспекте обращает особое внимание на роль и функции пластических средств выражения в общении и трансформации сознания, определяющих специфику когнитивной ситуации в ту или иную конкретно историческую эпоху. По свидетельству Плутарха, египетские жрецы, танцуя, изображали во время мистерий движения различных небесных светил. В танце отражаются пространственно-временные особенности этнокультуры. Например, вальс может быть связан с периодом копернической эры; вращения вокруг своей оси с партнером и по кругу зала указывают на вращение Земли вокруг своей оси и по орбите вокруг Солнца. Вальс дает чувство сопричастности к универсуму, национально особенное, этническое при этом выступает как особенное, приобщающее к явлению танца, основанное на индивидуальных способностях танцевать и как проявление таланта и воли личности. Здесь налицо связь единичного, особенного и всеобщего. Под термином «танец» следует понимать вид духовной деятельности, в которой пластика человека реализует его представления о мире и самом себе. Танец есть форма взаимодействия человека с реальным и воображаемым окружением, ритмически организованное ритуально-игровое поведение. 145 |
социируется с танцем-музыкой. Возможна пляска-горе, но не существует танца горе, есть танец радость. Если в танце допускается безобразное, то только для демонстрации иронии или самоиронии. Цель этнокультурного танца демонстрация доброго, прекрасного, грациозного, сильного, где обязательна одобрение и поддержка группы активных зрителей. Исторически танец возник одним из самых первых видов искусств. Кинестезическое мышление (кинестезияощущение движений ) в когнитивном аспекте обращает особое внимание на роль и функции пластических средств выражения в общении и трансформации сознания , определяющих специфику когнитивной ситуации в ту или иную конкретно историческую эпоху. По свидетельству Плутарха, египетские жрецы, танцуя, изображали во время мистерий движения различных небесных светил. Важно хронологически проследить изменение роли различных выразительных средств в создании созерцательного образа. В древности организованная ритмом пластика тела в музыке и танце имела преимущественное значение в культовых действах. Слово как начало, формирующее сознание, проявилось в более поздние времена. Язык танца до появления слова-образа был всем понятен. Все жители общины принимали непосредственное участие в культовых танцах. Начиная с эпохи Солона, в мистериях появляется зритель. Непосредственная физическая вовлеченность в действо уступает место формирующемуся ментальному переживанию. Безмолвный танец перестает быть понятным большинству. В VI в. до и. э. из дионисийского танца рождается драма и, в частности, трагедия. Танцы все еще составляют неотъемлемую часть драм и комедий, но артистически и технически совершенствуются и развиваются в становящемся искусстве виртуозов-профессионалов. При обучении воинскому искусству первоначально именно танцы играли ведущую роль в воспитании ловкости, ритмичной координации движений. Воинственное божество Приам «обучил Арел владеть оружием, но не прежде, чем сделал из него законченного плясуна»1 1 Лукиан о пляске. Избранная проза. М., 1991. С. 41. 239 капьных общественных групп»1. Под терминам «танец» следует понимать вид духовной деятельности, в которой пластика человека реализует его представления о мире и самом себе, а также формах, взаимодействия человека с реальным и воображаемым окружением, является ритмически организованным ритуально-игровым поведением, обретающим определенную пластическую форму, обычно эстетически осмысленную. Основой танца в настоящее время являются «специально отобранные, систематизированные либо сочиненные и, как правило, канонизированные традицией жесты, движения, позы; количество исполнителей, размещение их в пространстве; принципы организации некоего целостного танцевального действа».1 2 Н.Г. Монро в своей работе о религии айнов уделял внимание при классификации танцев составу участников, цели, значению и танцевальной лексике танца, а также характеру восприятия танцев участниками самой религиозной церемонии. При классификации «различают фольклорный, бытовой, самодеятельный, профессиональный танцы»3причем в фольклорном танце следует выделять пласт собственно традиционных народных танцев и пласт более позднего периода, возникшего под влиянием городской, субкультуры. Подобную тенденцию классификации танцев продолжает американский исследователь Р. Краус. Ученый выделяет пять групп танцев: балет, танец модерн, социальный танец, сценический танец, народный танец. Англичанин Р. Неттл делит танцы на: социальные, ритуальные, Л. Гроув танцы делит на три группы: образные или поэтические танцы, изобразительные танцы, ритуальные танцы. К. Закс, подразделяет танцы на изобразительные или мимические, нсизобразительные или абстрактные. Д. Мартин предлагает при систематизации танцев два критерия: любой танец но составу участников может быть 1 Королева Э. Л. Ранние формы танца. Кишинев. 1977 С. 194. 2 Народный танец: Проблемы изучения.-СПб., 1991. С. 212. 2 Народный танец: проблемы изучения. СПб., 1991. С. 213. 247 покое человек выражает сущность растения, а в движении сущность животного. Телодвижениями человек, изображает орнамент в пространстве. В каждой этнокультуре во множество ритуальных телодвижений, зафиксированных в национальных играх, танцах, видах спорта, выражающих менталитет этнокультуры. Характерная черта американцев ставить ноги на стол, оскорбительная для европейца, уходит корнями в период освоения пионерами первопроходцами новых земель, которые, исходив десятки миль, испытывали потребность дать ногам отдых и поднимать ноги для оттока крови по венам. Возможен и другой вариант подчеркнутое игнорирование евразийского этикета американцами. Геометрические фигуры расписывают воображаемые образы географических и исторических особенностей этносистемы. Так, балерина расписывает телом воздушные замки, африканские танцы акты сакральной литургии, воссоединения, религии. В танцах земледельческих народов телодвижения подчинены образам, мотивам посева или сбора урожая. В танце отражается пространственновременные особенности этиокультуры, например, вальс может быть связан с периодом копернической эры; вращения вокруг своей оси с партнером и по кругу зала указывают на вращение земли вокруг своей оси и по орбите вокруг солнца. Вальс дает чувство сопричастности к универсуму, национально особенное, этническое при этом выступает как особенное, приобщающее к явлению танца, основанное на индивидуальных способностях танцевать и как проявление таланта и воли личности. Здесь налицо связь единичного, особенного и всеобщего. Этнически особенное в танце выражают жесты, связанные с экономическими, географическими, историческими особенностями этнокультуры. Так, русский танец как уже отмечалось, имеет широкий рисунок, характеризующий наличие пространства, а горский танец исполняется почти на месте изза ограниченности пространства. Взмах руками от пояса в |