§ 2. Семиотико-семантические формы выражения этнокультуры В философии культуры существует направление изучения культуры как системы высказываний, текстов, языков. Это направление определяется как семиотика культуры. Естественный язык является неотъемлемой частью культуры и наиболее адекватным аналогом ее целостности. Именно семиотический подход, наряду с социо-психологическим, представляется наиболее эвристичным методом познания культуры. Лотман определяет культуру как систему знаков. В рамках новейшей европейской традиции основателем философского подхода к языку считается В. Гумбольдт. Гумбольдтовское понятие «народного духа», а также присущий ему психологизм в трактовке духовной и культурной жизни общества, легли в основу таких современных научных течений, как этнопсихология и лингвистическое неогумбольдтианство. К числу наиболее важных философских проблем современной лингвистики, в частности, относятся: 1) проблема формирования (становления) языка — как в плане филогенеза возникновения человеческого средства общения, в связи с глобальной проблемой происхождения человечества, определения его прародины, особенностей древнейшего этапа развития, общих законов эволюции, так и в плане онтогенеза языкового развития личности, особенностей языка ребенка, социальной значимости обучения языку; 2) гносеологические и когнитивные аспекты использования языка, а именно: свойства языка как знаковой системы, соотношение языкового знака с денотатом (обозначаемым), тождество знака самому себе, что приобретает особую актуальность в связи с явлениями полисемии и омонимии в языке, функция знака как инструмента познания на фоне общей философской проблемы познаваемости/непознаваемости мира, определение истинностного 34 значения высказывания; |
ГЛАВА 3. ФОРМЫ РЕГУЛЯЦИИ И ВЫРАЖЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ §1 Семиотическое выражение этнокультурной традиции: вербальное и невербальное В философии культуры существует направление изучения культуры как системы высказываний, текстов, языков и определяемое как семиотика культуры. Естественный язык является неотъемлемой частью культуры и > наиболее адекватным аналогом ее целостности. Именно семиотический подход, наряду с социо психологическим, представляется наиболее эвристичным методом познания культуры. В культуре все события, явления и понятия имеют собственные названия. Ие имеют специальных обозначений, как правило, лишь явления, лишенные какой-либо социальной значимости. С точки зрения лингвокуль* турологии, культура это языковая и внеязыковая составляющие национальной картины мира, мировосприятие данного народа, характер и уровень его знаний, его верований, нравственно-этические представления. Культура -это совокупность многообразных форм, результатов и способов деятельности. Системный подход исследования позволяет определить культуру как ^ сверхсложную, развивающуюся и саморегулирующуюся систему, представляющую собой нечто качественно иное, чем просто сумма составляющих его частей. Системная методология требует рассматривать общечеловеческую культуру нс как сумму, а по аналогии, как сверхсложную систему этнокультур, состоящую из находящихся в процессе развития и взаимодействия происходящего согласно закономерностям, соответствующим диалектике их ^ ценностности и расчлененности, общего и особенного, диалектики взаимоопосредования и автономности разных подсистем культуры как целостной при всей ее разновидности системы. Взаимодействие этнокультур основывается на использовании широкого спектра языков культуры: «словесного» 176 |