общения, в качестве особых языков в культуре задействованы и акты человеческого поведения, имеющие высокую информационную значимость, и художественные образы в разных видах искусства, и специальные церемонии, ритуалы и обряды, совершаемые по особому сценарию, и особые смысловые конструкции, заложенные в тексты философских, религиозных и литературных сочинений (не сводимые к непосредственному смыслу слов, которыми они изложены), и символические черты любых продуктов материальной деятельности человека. Сохранившиеся от предков коммуникативные системы осуществлялись двумя способами жесто-мимическим и звуко-интонационным, то есть существовали кинетический и невербально-звуковой, а позже словесный виды языка. Все три вида языка в художественной культуре равноправны. «Кинетический и звуко-интонационный язык обладает широкими эмоционально-выразительными возможностями, но узким спектром интеллектуальной выразительности»1. Пожалуй, нет в человеке ничего более человеческого, чем его умение говорить. Передавать и воспринимать отдельные звуковые сигналы способны и животные: так, по крику гуся, чувствующего опасность, вся стая срывается с места с гоготом и хлопаньем крыльев. Но смогут ли спасшиеся от опасности гуси, успокоившись, обсудить друг с другом подробности своего спасения? Разве что в мультфильме. Животное способно передать сиюминутную информацию, но не долговременную. А для человека чудесный дар языка это возможность сказать все. Мы можем обсуждать реальное и фантастическое, говорить о конкретных вещах и об абстракциях. Это свойство языка и скрепляет человеческую общность, в частности общность этническую. Передача информации в этносе существует в двух планах в синхронном и диахронном. Синхронная передача информации связана с общением, с беседой, с вербальной связью членов общности. Диахронная же 1 Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 271. 37 |
может существовать без системы коммуникации, обмена информацией, согласованных представлений о тех или иных явлениях и событиях, их названий и оценок. Кроме вербального языка прямого межличностного общения, в качестве особых языков в культуре задействованы и акты человеческого поведения, имеющие высокую информационную значимость и художественные образы в разных видах искусства и специальные церемониальные, ритуальные и обрядовые ситуации, совершаемые по особому сценарию и особые смысловые конструкции, заложенные в тексты философских, религиозных и литературных сочинений (не сводимые к непосредственному смыслу слов, которыми они изложены) и символические черты любых продуктов материальной деятельности человека. Сохранившиеся от предков коммуникативные системы осуществлялись двумя способами жестомимическим и звукоинтонационным, то есть существовали кинетический и невербально звуковой и позже словесный язык. Все три вида языка в художественной культуре равноправны. «Кинетический и звукоинтонационный язык обладает широкими эмоциональновыразительными возможностями, но узким спектром интеллектуальной выразительности»1. Живое интонируемое и напеваемое слово характерно для ритуала, жест для танца и ряжение в скульптурной маске все это синкретический язык мифа, отвечающий психологическому синкретизму этнокультурной традиции. Словесный и пластический (балет) языки следствие цивилизованности и не имеют универсального характера, так как эти языки доступны только тем, кто эти языки специально изучает. В этнокультурной традиции слово неразрывно связано с жестово-танцевальными и музыкально интонационными средствами. В современной духовной жизни вместе с сохранившейся синкретической целостностью вербального и невербального языков используются все языковые средства от жестомимических до абстрактно-геометрических. 1 Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург. 1996. С. 271. 178 |