этносоциологии. Являясь компонентами бытовой культуры и реализуясь в объективированных формах, они представляют собой предмет собственно этнографических исследований. В качестве форм сферы духовной культуры они являются предметом изучения философии культуры и этики. Это указывает на необходимость комплексного подхода к изучению этнических стереотипов поведения, что предполагает их рассмотрение не только как объективированных (реализованных в конкретном поведении) форм, но и как структур сознания, имеющих знаковый характер. Знаковость является их общим и имманентным свойством. Знаковость в данном случае понимается как «наиболее устойчивая форма поведения»1. Семиотичность поведения означает способность тех или иных действий быть знаками отношений, что позволяет рассматривать их в качестве семиотических объектов и применять для их анализа методы, выработанные в семиотике. Поведение человека в обществе типизировано, т. е. оно подчинено писанным или неписанным нормам, выработанным в обществе, и поэтому во многих отношениях стандартно. Такое положение является результатом действия «двух противоположно направленных тенденций»1 2. Первую тенденцию можно назвать центробежной. Она проявляется в разнообразии поведения, росте его вариативности. Именно эта сторона поведения имеется в виду, когда говорится об индивидуальных особенностях, своего рода «стилистике» поведения. Однако многообразие поведения никогда не бывает абсолютным (в противном случае невозможным было бы общение людей, их объединение в различного рода социальные образования). На упорядочение разнородных вариантов поведения направлена противоположная (центростремительная) тенденция к унификации поведения, его типизации, выработке общепринятых схем и стандартов поведения. Эта вторая тенденция выражается в том, что всякое общество, 1 Байбурин А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура // Советская этнография. 1985. № 2. С. 37. 2 Лотман ЮМ. Место киноискусства в механизме культуры // Труды по знаковым системам 8. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1977. С. 138. 65 |
цианизации детей, технологических процессов (трудовые приемы и навыки), игрового поведения и т. д. В изучении некоторых из перечисленных разновидностей стандартизированного поведения наметился определенный сдвиг. В первую очередь это относится к исследованию «традиционных способов воспитания и обучения детей»1, а также «стереотипов общения»2. Ближайшими задачами изучения стереотипов поведения являются выработка общих взглядов на природу и сущность стереотипизации поведения определение места этого явления в общем механизме культуры дальнейшее уточнение задач этико-культурологического подхода, объединение усилий с представителями других дисциплин, изучающих шаблонизированные формы поведения, прежде всего с психологами, социологами, семиотиками, лингвистами. Поведение человека в обществе обусловлено особенностями социальной организации, оно вариативно как в диахронии, так и в синхронии, стандарты поведения соответствуют той или иной эпохе. Различным субкультурам в обществе соответствует специфический стереотип поведения. Одной своей стороной они коренятся в сфере обыденного сознания, другой эмпирически наблюдаемом пласте традиционно-бытовой культуры. Будучи идеальными конструктами (элементами сознания), этнические стереотипы повеления являются объектами изучения этнокультуры, этнопсихологии и этносоциологии. Являясь компонентами бытовой культуры и реализуясь в объективированных формах, они представляют собой предмет собственно этнографических исследований. В качестве форм сферы духовной культуры они являются предметом философии культуры и этики. Это указывает на необходимость комплексного подхода к изучению этнических стереотипов поведения, что предполагает их рассмотрение не только как объективированных 1 Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Лани М. Наука. 1983. С. 168. : Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик. Эльбрус. 1983. С. 76. (реализованных в конкретном поведении) форм, но и структур сознания, имеющих знаковый характер. Знаковость является их общим и имманентным свойством. Знаковость в данном случае понимается как «наиболее устойчивая форма поведения»1. Семиотичность поведения означает способность тех или иных действий быть знаками отношений, что позволяет рассматривать их в качестве семиотических объектов и применять для их анализа методы, выработанные в семиотике. Поведение человека в обществе типизировано, т. е. оно подчинено нормам, выработанным в обществе и поэтому во многих отношениях стандартно. Такое положение является результатом действия «двух противоположно направленных тенденций»1 2. Первую тенденцию можно назвать центробежной. Она проявляется в разнообразии поведения, росте его вариативности. Именно эта сторона поведения имеется в виду, когда говорится об индивидуальных_особенностях, своего рода «стилистике» поведения. Однако многообразие поведения никогда не бывает абсолютным (в противном случае невозможным было бы общение людей, их объединение в различного рода социальные образования). На упорядочение разнородных вариантов поведения направлена противоположная (центростремительная) тенденция к унификации поведения, его типизации, выработке общепринятых схем и стандартов поведения. Эта вторая тенденция выражается в том, что всякое общество, заботясь о своей целостности, вырабатывает систему социальных кодов (программ) поведения, предписываемых его членам. С одной стороны консерватизм с другой свобода проявления воли личности, субъекта. Набор типовых программ поведения специфичен для каждого коллектива. Все они направлены на то, чтобы сдержать рост вариативности поведе 1 Пайбурпн А. К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура. С/Э., №2. 1985. С. 37. 2 Лотман Ю. М. Место киноискусства в механизме культуры. В кн.: Труды но знаковым системам 8. Тарту: изд-во. Тарт. Ун-та. 1977. С. 138. |