Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 67]

программу действия, а постоянно осуществляет выбор, актуализируя какуюлибо одну стратегию из обширного набора возможностей»1.
«Национальные культуры сознательно или бессознательно (чаще первое) борются со временем за тексты, чтобы оно их не изменяло.
Одним из основных методов этой борьбы
является включение времени в текст, который тем самым становился формой существования времени как своего внутреннего объекта (содержания?)»1 2.
«Текст это не лингвистическая, не семантическая и даже не культурная единица, то есть не просто и не только лингвистическая, семантическая и культурная единица, но по преимуществу некоторая различенность и упорядоченность, произведенные сознанием, некоторая раскладка и прикидка»3.
Итак, условно можно говорить о двух основных формах поведения.
Одна из них относительно свободное, вариативное поведение; другая представляет собой регламентированное поведение, подчиняющееся выработанным в обществе типовым схемам действий в стандартных ситуациях.
А.К.
Байбурин, определяя природу и функции
стереотинизации, приходит к выводу, что «каждое общество в процессе взаимодействия с внешней средой накапливает определенный опыт, на котором зиждется самая возможность его существования во времени»4, что соответствует собственно определению этноса как единства истории, географии и особого стереотипа поведения.
Для обеспечения жизнедеятельности
национальная культура заинтересована в хранении, накоплении и передаче этого опыта следующим поколениям.
Передача
информации происходит двумя путями: генетическим и негенетическим.
«Ненаследственная информация передается в процессе
1 Лотман Ю.М.
Декабрист в повседневной жизни // Бытовое поведение как историкопсихологическая категория //
Литературное наследие декабристов.
Л.: Наука, 1975.
С.
27.

2 Пятигорский А.М, Мамардашвили М.К.
Символ и сознание.
М., 1996.
С.
14.
3 Там же.
С.
18.
4 Байбурин А.К.
Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная
культура // Советская этнография.
1985.
№ 2.
С.
38.
67
[стр. 189]

ния, ибо ничем неконтролируемый рост многообразия неминуемо привел бы к распаду общества.
Тем не менее, социально одобренные программы поведения никогда не покрывают всей сферы поведения человека в обществе.
Некоторые его фрагменты остаются нерегламентированными, поскольку не расцениваются как социально значимые.
Для каждой этнической культуры характерны свои представления о значимости тех или иных стереотипов поведения и соответственно устанавливаются границы между обязательным (типизированным) и свободным (индивидуальным) поведением.
Чем более значимы сферы поведения для жизнеобеспечения этноса, тем более жестко они регламентированы, тем сильнее контроль за соблюдением норм традиции.
Стандартизированное поведение имеет свои варианты.
В соответствии с особенностями социальной организации в сфере «заданного» поведения выделяются различные типы: поведение крестьянина, воина, ремесленника и т.
п.
В соответствии с критериями биосоциального членения различается поведение детей, взрослых, молодежи, стариков, мужчин и женщин.
Типология поведения этим, естественно, не исчерпывается.
С учетом иных координат (например, этнических и конфессиональных) можно говорить о поведении японца в отличие от испанца, христианина в отличие от мусульманина.
Если перейти на еще более высокий уровень абстракции, то можно вести речь об эпохальных стилях поведения, например поведении средневекового человека или поведении ренессансного типа.
Реальное поведение человека — всегда синтез нескольких типов, нескольких программ.
«Каждый человек в своем поведении реализует не одну какую-либо программу действия, а постоянно осуществляет выбор, актуализируя какуюлибо одну стратегию из обширного набора возможностей»1.
1 Лотман Ю.
М.
Декабрист в повседневной жизни // Бытовое поведение как историко психологическая категория
В кн.: Литературное наследие декабристов.
Л.
Наука.
1975.
С.
27.


[стр.,190]

«Традиционные культуры сознательно или бессознательно (чаще первое) борются со временем за тексты, чтобы оно их нс изменяло.
Одним из основных методов этой борьбы
было включение времени в текст, который тем самым ^ становился (формой) существования времени как своего внутреннего объекта (содержания?)».1 «Текст это нс лингвистическая, не семантическая и даже не культурная единица, то есть не просто и не только лингвистическая, семантическая и культурная единица, но по преимуществу некоторая различенность и упорядоченность, произведенные сознанием, некоторая раскладка и прикидка»1 2.
I Итак, условно можно говорить о двух основных формах поведения.
Одна из них относительно свободное, вариативное поведение; другая представляет собой регламентированное поведение, подчиняющееся выработанным в обществе типовым схемам действий в стандартных ситуациях.
А.К Байбурин, определяя природу и функции
стереотипизации, приходит к выводу, что «каждое общество в процессе взаимодействия с внешней I средой накапливает определенный опыт, на котором зиждется самая возможность его существования во времени»3.
Что соответствует собственно определению этноса как единства истории, географии и особого стереотипа поведения.
Для обеспечения жизнедеятельности,
этнос заинтересован в хранении, накоплении и передаче этого опыта следующим поколениям.
Передача
& информации происходит двумя путями: генетическим и негенетическим.
«Ненаследственная информация передается в процессе
социализации и целиком основана на научении»4.
Хранение, передача и аккумуляция социальной информации предполагает, во-первых, ее упорядочение и, во-вторых, отбор 1 Пятигорский, М.
К.
Мамардашвили Символ и сознание.
М.
19...г С.
14.
2 Пятигорский, М.К.
Мамардашвили Там же С.
18.
5 Байбурин А.
К.
Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная
культ>ра.
С/Э.
№ 2.
1985.
С.
38.
4 МаркарякЭ.
С.
Узловые проблемы теории традиции.
//С/Э., 1981.
№ 2.
С.
81.
191

[Back]