Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 72]

следовательно, имеет только один путь реализации.
«Неправильного варианта в таком поведении не
существует»1.
Альтернативное поведение всегда подразумевает выбор и соответственно альтернативное решение: можно поступить «правильно» или «неправильно».
Такое поведение регулируется исключительно с помощью вторичных,
не вытекающих непосредственно из контекста ограничений.
Эти ограничения носят частный, условный и относительный характер, что позволяет рассматривать их в качестве этнодифференцирующих признаков, лежащих в основе деления людей на
те или иные группы.
В свою очередь, категория выбора как основа нравственного поступка и моральной оценки служит основанием для всевозможных этических оценок и концепций относительно тех или иных поступков.
Если при инвариантных формах поведения стереотипизации подвергаются внешние аспекты деятельности, то
при вариативных стереотипизируется как содержание, так и форма.
Этнические особенности могут проявляться и в глубинной, и в поверхностной
структуре стереотипа поведения.
Но если выявление общего и особенного во внешней стороне стереотипа
не вызывает особых трудностей, то аналогичные процедуры по отношению к внутренней, содержательной стороне стереотипа весьма сложны, поскольку эта сфера не ограничивается прагматическим смыслом или мотивировкой и, как правило, осложнена бытовыми, этическими, религиозными и другими представлениями.
Например, для общества, ориентированного на такие традиционные формы регуляции, как ритуал и обычай, действующие нормы и правила считаются унаследованными от предков и уже поэтому имеют императивный характер для любого члена группы.
Р.М.
Берндт и К.Х.

Берндт пишут об австралийцах: «Общепринятые стандарты поведения у аборигенов считаются наследием прошлого.
По их представлениям, великие мифические предки
2 2 Лотман ЮМ.
Статья по типологии культуры.
Тарту:
Изд-во Тарг.
ун-та, 1970.
С.
7.
72
[стр. 194]

мости от социальных и культурных механизмов.
Особенно ярко действие культурных факторов на универсалии поведения проявляются в тех случаях, когда «естественным» действиям придается социальная значимость.
«У индейцев кутснаи кашель имеет этнодифференцирующий смысл: по характерной назальности кашля они отличают своих соплеменников от представителей других групп»1.
По словам С.
А.
Арутюнова «даже такие, казалось бы, чисто биологические явления, как половой акт или роды, осуществляются у человека разными приемами, в которых имеются определенные, и очень существенные, этнические различия.
Этнические различия проявляются в том, как люди одеваются, как они едят, в их излюбленных позах стояния или сидения, хотя все люди на земле и одеваются, и едят, и сидят»2.
Регламентация в сфере «естественного» поведения затрагивает лишь внешнюю сторону действий, их «оформление» и осмысление, в то время как характер действий остается неизменным, универсальным и инвариантным.
Можно спать на возвышении или на иолу, в определенной позе, какое-то время воздерживаться от сна, но альтернативного действия (не спать вообще) не может быть.
Иными словами, поведение на этом уровне не предполагает категории выбора и, следовательно, имеет только один путь реализации.
«Неправильного варианта в таком поведении не
существует»3.
Альтернативное поведение всегда подразумевает выбор и соответственно альтернативное решение: можно поступить «правильно» или «неправильно».
Такое поведение регулируется исключительно с помощью вторичных,
нс вытекающих непосредственно из контекста ограничений.
Эти ограничения носят частный, условный и относительный характер, что позволяет рассматривать их в качестве этнодифференцирующих признаков, лежащих в основе деления людей на
тс или иные группы.
1 Байбурин Л.К.
Этнические аспекты...там же С.
40.
2Лрупоноа С.А..
Обычай, ритуал, традиция.
// Советская этнография.
1981.
№ 2 С.
97.
3 Лотман Ю.М.
Статья по т и п о л о г и и культуры.
Тарту.

Гарт.
Ун-т.
1970.
С.
7.


[стр.,195]

В свою очередь категория выбора как основа нравственного поступка и моральной оценки служит основанием для всевозможных этических оценок и концепций относительно тех или иных поступков.
Если при инвариантных формах поведения стереотипизации подвергаются внешние аспекты деятельности, то
во втором стереотипизируется как содержание, так форма.
Этнические особенности могут проявляться и в глубинной и в поверхностной
структурах стереотипа поведения.
Но если выявление общего и особенного во внешней стороне стереотипа
нс вызывает особых трудностей, то аналогичные процедуры по отношению к внутренней, содержательной стороне стереотипа весьма сложны, поскольку эта сфера не ограничивается прагматическим смыслом или мотивировкой и, как правило, осложнена бытовыми, этическими, религиозными и другими представлениями.
Например, для общества, ориентированного на такие традиционные формы регуляции, как ритуал и обычай, действующие нормы и правила считаются унаследованными от предков и уже поэтому имеют императивный характер для любого члена группы.
Р.
М.
Берндт и К.

X.
Берндт пишут об австралийцах: «Общепринятые стандарты поведения у аборигенов считаются наследием прошлого.
По их представлениям, великие мифические предки
создали тот образ жизни, который ведут теперь люди.
И так как сами мифические предки считаются вечными и бессмертными, таким же неизменным, раз и навсегда установленным должен быть и существующий уклад жизни»1.
Ссылка на закон предков («так делали раньше», «так установили предки») — основной и универсальный способ мотивации действий в данной системе поведения.
По словам Ю.
А.
Левады, это первый и последний «аргумент» в пользу именно такого, а не другого решения ситуации.
Другой мотивировки и не требовалось.
‘ЬернбтР.
М., Берндт К.
X.
Мир первых австралийцев.
М..
Наука, 1981.
С.
255.
196

[Back]