создали тот образ жизни, который ведут теперь люди. И так как сами мифические предки считаются вечными и бессмертными, таким же неизменным, раз и навсегда установленным должен быть и существующий уклад жизни»1. Ссылка на закон предков («так делали раньше», «так установили предки») основной и универсальный способ мотивации действий в данной системе поведения. По словам Ю.А. Левады, это первый и последний «аргумент» в пользу именно такого, а не другого решения ситуации. Другой мотивировки и не требовалось. Подобная универсальная мотивация действий является следствием совмещения диахронии и синхронии, при котором «прошлое (миф или мифологизированное предание) выступает в качестве объяснения настоящего, а иногда и будущего» . В системе поведения такого рода, вообще говоря, существует только одна стратегия правильного поведения. Другими словами, поведение может быть или «правильным», или «неправильным». Варианты «правильного» поведения для одного и того же человека возникают лишь в связи с приданием самостоятельной ценности индивидуальным формам поведения, что, в свою очередь, является следствием ролевой дифференциации членов коллектива, роста индивидуального самосознания. Общий принцип «единственно правильного поведения» в традиционном обществе, однако, все же полностью не исключает некоторых возможностей выбора между линиями поведения, в пределах которых они не считаются нарушениями. Это происходит потому, что разные сферы жизнедеятельности регулируются с разной степенью жесткости и всегда существуют области деятельности, где допустимы альтернативные решения. Но при этом следует иметь в виду, что «разнообразие в образе действий не обязательно связано с расхождениями в 1 2 1 Берндт Р.М., Берндт КХ. Мир первых австралийцев. М.: Наука, 1981. С. 255. 2 Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965. С. 43. 73 |
В свою очередь категория выбора как основа нравственного поступка и моральной оценки служит основанием для всевозможных этических оценок и концепций относительно тех или иных поступков. Если при инвариантных формах поведения стереотипизации подвергаются внешние аспекты деятельности, то во втором стереотипизируется как содержание, так форма. Этнические особенности могут проявляться и в глубинной и в поверхностной структурах стереотипа поведения. Но если выявление общего и особенного во внешней стороне стереотипа нс вызывает особых трудностей, то аналогичные процедуры по отношению к внутренней, содержательной стороне стереотипа весьма сложны, поскольку эта сфера не ограничивается прагматическим смыслом или мотивировкой и, как правило, осложнена бытовыми, этическими, религиозными и другими представлениями. Например, для общества, ориентированного на такие традиционные формы регуляции, как ритуал и обычай, действующие нормы и правила считаются унаследованными от предков и уже поэтому имеют императивный характер для любого члена группы. Р. М. Берндт и К. X. Берндт пишут об австралийцах: «Общепринятые стандарты поведения у аборигенов считаются наследием прошлого. По их представлениям, великие мифические предки создали тот образ жизни, который ведут теперь люди. И так как сами мифические предки считаются вечными и бессмертными, таким же неизменным, раз и навсегда установленным должен быть и существующий уклад жизни»1. Ссылка на закон предков («так делали раньше», «так установили предки») — основной и универсальный способ мотивации действий в данной системе поведения. По словам Ю. А. Левады, это первый и последний «аргумент» в пользу именно такого, а не другого решения ситуации. Другой мотивировки и не требовалось. ‘ЬернбтР. М., Берндт К. X. Мир первых австралийцев. М.. Наука, 1981. С. 255. 196 Вопрос «почему так, а не иначе?» попросту не имел значения, ибо весь смысл традиции как раз в том и состоял, чтобы делать так, как это было сделано «в первый раз», во время «первых поступков». Подобная универ• сальная мотивация действий является следствием такого совмещения диахронии и синхронии, при котором «прошлое (миф или мифологизированное предание) выступает в качестве объяснения настоящего, а иногда и будущего»11. В системе поведения такого рода, вообще говоря, существует только одна стратегия правильного поведения. Другими словами, поведение может быть или «правильным», или «неправильным». Варианты «правильного» пок ведения для одного и того же человека возникают лишь в связи с приданием самостоятельной ценности индивидуальным формам поведения, что в свою очередь является следствием ролевой дифференциации членов коллектива, роста индивидуального самосознания. Общий принцип «единственно правильного поведения» в традиционном обществе, однако, все же полностью не исключает некоторых возможностей выбора между линиями поведения, в I пределах которых они не считаются нарушениями. Это происходит потому, что разные сферы жизнедеятельности регулируются с разной степенью жесткости и всегда существуют в области деятельности, где допустимы альтернативные решения. Но при этом следует иметь в виду, что «разнообразие в образе действий не обязательно связано с расхождениями в установках (во взглядах): просто могут существовать различные способы выражения одних * . 2 и тех же представлении» . Исходя из сказанного, можно говорить о существовании двух основных типах проявления этнической специфики в стереотипах поведения: 1) когда одним и тем же действиям придается различное содержание в разных этнических культурах и 2) когда одно и то же содержание находит различное 1 2 1 Левада Ю. А. Социальная природа религии. М., 1965. С. 43. 2 Перндт Р. М., Берндт К. X. Мир первых австралийцев. М., 1981. С. 257. 197 |