Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 74]

установках (во взглядах): просто могут существовать различные способы выражения одних и тех же представлений»*.
Исходя из сказанного, можно говорить о существовании двух основных
типов проявления национальной специфики в стереотипах поведения: 1) когда одним и тем же действиям придается различное вербальное или невербальное содержание в разных этнических культурах и 2) когда одно и то же содержание находит различное выражение в поступках.
Результаты исследований в области общего и специфического в стереотипах поведения зависят не только от имманентных свойств различных культурных
ценностей, но и от позиции исследователя.
В этом заключается одно из проявлений относительности различия общего и специфического, на что совершенно справедливо указывает Э.С.
Маркарян.
Представляется возможным несколько конкретизировать соображения Э.С.
Маркаряна с помощью введения понятия этнической дистанции.
Дело в том, что сопоставляемые явления не обязательно принадлежат одному народу или одному региону (как бы широко мы его ни понимали), но могут быть разорваны в этническом пространстве (имеется в виду различная дистанция между ними).
Здесь действует парадоксальное правило: чем меньше этническая дистанция (например, русские и украинцы), тем более существенны различия между сопоставляемыми однопорядковыми явлениями, и наоборот, чем больше этническая дистанция (например, поляки и японцы), тем более значимыми оказываются совпадения.
Конфигурация этнографической парадигмы (сопоставляемых явлений) зависит от конкретных целей исследования, в соответствии с которыми общее и специфическое может трактоваться в генетическом, типологическом и других планах.
Следует, вероятно, различать стереотипы (модели) поведения,
само поведение и его выражение в национальном языке, т.
е.
конкретные действия 1 1 Берндт Р.М., Берпдт КХ.
Мир первых австралийцев.
М., 1981.
С.
257.

74
[стр. 196]

Вопрос «почему так, а не иначе?» попросту не имел значения, ибо весь смысл традиции как раз в том и состоял, чтобы делать так, как это было сделано «в первый раз», во время «первых поступков».
Подобная универ• сальная мотивация действий является следствием такого совмещения диахронии и синхронии, при котором «прошлое (миф или мифологизированное предание) выступает в качестве объяснения настоящего, а иногда и будущего»11.
В системе поведения такого рода, вообще говоря, существует только одна стратегия правильного поведения.
Другими словами, поведение может быть или «правильным», или «неправильным».
Варианты «правильного» пок ведения для одного и того же человека возникают лишь в связи с приданием самостоятельной ценности индивидуальным формам поведения, что в свою очередь является следствием ролевой дифференциации членов коллектива, роста индивидуального самосознания.
Общий принцип «единственно правильного поведения» в традиционном обществе, однако, все же полностью не исключает некоторых возможностей выбора между линиями поведения, в I пределах которых они не считаются нарушениями.
Это происходит потому, что разные сферы жизнедеятельности регулируются с разной степенью жесткости и всегда существуют в области деятельности, где допустимы альтернативные решения.
Но при этом следует иметь в виду, что «разнообразие в образе действий не обязательно связано с расхождениями в установках (во взглядах): просто могут существовать различные способы выражения одних * .
2 и тех же представлении» .
Исходя из сказанного, можно говорить о существовании двух основных
типах проявления этнической специфики в стереотипах поведения: 1) когда одним и тем же действиям придается различное содержание в разных этнических культурах и 2) когда одно и то же содержание находит различное 1 2 1 Левада Ю.
А.
Социальная природа религии.
М., 1965.
С.
43.
2 Перндт Р.
М., Берндт К.
X.
Мир первых австралийцев.
М., 1981.
С.
257.

197

[стр.,197]

выражение в поступках.
Результаты исследований в области общего и специфического в стереотипах поведения зависят не только от имманентных свойств различных культурных
традиций, но и от позиции исследователя.
В этом одно из проявлений относительности различия общего и специфического, на что совершенно справедливо указывает Э.
С.
Маркарян.
Представляется возможным несколько конкретизировать соображения Э.
С.
Маркаряна с помощью введения понятия этнической дистанции.
Дело в том, что сопоставляемые явления не обязательно принадлежат одному народу или одному региону (как бы широко мы его ни понимали), но могут быть разорваны в этническом пространстве (имеется в виду различная дистанция между ними).
Здесь действует парадоксальное правило: чем меньше этническая дистанция (например, русские и украинцы), тем более существенны различия между сопоставляемыми однопорядковыми явлениями и, наоборот, чем больше этническая дистанция (например, поляки и японцы), тем более значимыми оказываются совпадения.
Конфигурация этнографической парадигмы (сопоставляемых явлений) зависит от конкретных целей исследования, в соответствии с которыми общее и специфическое может трактоваться в генетическом, типологическом и других планах.
Следует, вероятно, различать стереотипы (модели) поведения
и само поведение, т.
е.
конкретные действия и поступки, являющиеся реализацией стереотипа (ср.
различение понятий «язык» и «речь» в лингвистике; «код» и «сообщение» в семиотике; «закрытое» и «открытое» поведение в психологии).
В этом случае стереотип выполняет роль программы поведения, реализующейся в поведенческом тексте (в семиотическом понимании этого термина).
С этой точки зрения, текстами являются стереотипизированные формы поведения: обряды, обычаи, этикет, трудовые навыки и приемы, игра, мода, отдых, праздник, способы воспитания, ухаживания, оскорбления, наказания и т.п.

[Back]