Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 76]

низкая степень сопоставимости различных описаний.
Выход видится, прежде всего, в разработке эффективного метаязыка, который позволил бы снять субстанциональную неоднородность таких многоярусных текстов, как обряд или этикет.
Соотношение стереотипа и соответствующего ему поведения далеко не однозначно.
В идеале каждому стереотипу должен соответствовать определенный текст поведения.
Но так бывает не всегда.
Это зависит от многих причин, среди которых следует назвать степень обязательности действующих в культуре норм.
При этом нужно учитывать, что каждое общество
вырабатывает свои стандарты строгости или терпимости к нарушениям в разных сферах поведения.
Так,
«стереотип брачных отношений в тех обществах, которым свойственны экзогамные брачные системы, характеризуется жесткой прескриптивностью в отличие от лабильности норм, действующих в обществах с неэкзогамными брачными системами»1.
Кроме «внешних» существенное значение имеют и «внутренние» регуляторы поведения, такие, как стыд, вина, страх, честь, с соответствующими этическими, религиозными, эстетическими и другими мотивировками.
В обществах архаического типа сам факт неизменности воспроизведения ритуала рассматривался как залог благополучия коллектива.
Это и естественно, поскольку ритуал верифицирует устойчивость социальной структуры, ее способность противостоять внешним импульсам.
В сфере ритуала всякое нарушение было в принципе невозможно, так как угрожало существованию коллектива во времени.
«Не случайно, пишет В.Н.
Топоров, что смысл жизни и ее цель человек космологического периода видел именно в ритуале»1 2.

1 Членов М.А.
Зависимость развития этнических процессов от лобильности или прескриптивности социальных институтов //
Методологические проблемы исследования этнических культур.
Ереван, 1978.
С.

110 113.
2 Топоров В.Н.
Миф.
Ритуал.
Символ.
Образ: Исследования в области мифопоэтического.
-М., 1995.-С.
69.

76
[стр. 198]

Нам представляется удобным говорить об объективированных формах поведения как о текстах, поскольку к ним могут быть с успехом применены те процедуры анализа, которые разработаны в семиотике текста (выявление уровней, единиц; правила организации в синтагматическом и парадигматическом плане; особенности синтактики, семантики и прагматики).
Трудности описания сопряжены с тем, что поведение представляет собой в принципе недискретный текст.
Дискретен он с точки зрения наблюдателя, хотя у него и нет особых оснований для сегментации поведения.
Поэтому членение поведения на дискретные части всегда условно и основано чаще всего на отождествлении типовых ситуаций либо на таких признаках, как перемещения в пространстве (ср.
«пришел—ушел» как обозначения начала и конца поведенческого текста).
Другая трудность исходит из структурной неоднородности большинства текстов поведения.
Они могут включать словесные компоненты, жесты, движения, позы, элементы пространства, утварь, пищу и т.
д., причем это относится не только к «свободному» поведению, но и к его стереотипизированным формам (обрядам, обычаям, этикету и т.
п.).
Существует, например, множество описаний свадебного обряда, но в зависимости от того, кем они сделаны (этнографами, фольклористами, диалектологами или музыковедами), записи существенно различаются, не говоря уже о том, что для некоторых компонентов поведения язык описания еще очень далек от совершенства.
Отсюда вытекает основная сложность низкая степень сопоставимости различных описаний.
Выход видится, прежде всего, в разработке эффективного метаязыка, который позволил бы снять субстанциональную неоднородность таких многоярусных текстов, как обряд или этикет.
Соотношение стереотипа и соответствующего ему поведения далеко не однозначно.
В идеале каждому стереотипу должен соответствовать определенный текст поведения.
Но так бывает не всегда.
Это зависит от многих причин, среди которых следует назвать степень обязательности действующих в культуре норм.
При этом нужно учитывать, что каждое общество
вы199

[стр.,199]

рабатывает свои стандарты строгости или терпимости к нарушениям в разных сферах поведения.
Так,
например, «стереотип брачных отношений в тех обществах, которым свойственны экзогамные брачные системы, характеризуется жесткой прескриптивностыо в отличие от лабильности норм, действующих в обществах с неэкзогамными брачными системами»1.
Кроме «внешних» существенное значение имеют и «внутренние» регуляторы поведения, такие, как стыд, вина, страх, честь с соответствующими этическими, религиозными, эстетическими и другими мотивировками.
В обществах архаического типа сам факт неизменности воспроизведения ритуала рассматривался как залог благополучия коллектива.
Это и естественно, поскольку ритуал верифицирует устойчивость социальной структуры, ее способность противостоять внешним импульсам.
В сфере ритуала всякое нарушение было в принципе невозможно, так как угрожало существованию коллектива во времени.
«Не случайно, пишет В.
Н.
Топоров, что смысл жизни и ее цель человек космологического периода видел именно в ритуале»1 2
Относительно менее строго в архаическом обществе была «зарегулирована» сфера обычая.
Если ритуал вообще не допускал никаких искажений, то соблюдение обычая предполагало существование системы санкций, предусмотренных для всевозможных нарушений.
Другими словами, обычай реализовался только в контексте нарушений.
Разные сферы действия обычая допускали различную степень свободы поведения.
В этом смысле особенно показательна система этикета.
Это то, что подчеркивает консервативность ритуала и динамичность традиции.
Прием гостя у многих народов был чрезвычайно жестко регламентирован (не случайно этот фрагмент этикета издавна привлекал внимание этнографов, выделявших его даже в особый обычай, 1 Членов М.
Л.
Зависимость развития этнических процессов от л обильности или прескриптивности социальных институтов.

//В кп.
Методологические проблемы исследования этнических культур.
Ереван.
1978 С.

ПО 113.
2 Топоров В.
Н.
Миф.
Ритуал.
Символ.
Образ: Исследования в области мифопоэтического.
М.
1995.
С.
69.

[Back]