народного духа, культуры, объединяя духовную энергию народа, чудесным образом запечатленную в определенных звуках, мимике, жестах, и как непрерывный осмысленный творческий процесс созидания передается потомкам. Язык играет важнейшую роль не только в познании действительности, но и в формировании вполне определенной «картины мира», которая создается под влиянием того или иного языка как отражения определенного способа внутренней формы языка и мировоззрения народа. Народ такой же организм, как человеческий индивид, и взаимодействие духовной и материальной культур осуществляется народом через два основных вида культуры: материальную (орудия труда, одежда, средства транспорта и т. п.) и духовную (познание, нравственность, воспитание и просвещение; язык, право, религия, литература, философия, наука, искусство, этика, мифология), находящихся в неразрывной диалектической связи и преемственности. С одной стороны, духовность культуры во многом осуществляется в материальном виде, опирается на него и объясняется им, а с другой материальные явления лежат в основе духовного. Язык воплощает своеобразие народа, национального видения мира, национальной культуры. Изучение как вербальных, так и невербальных языков всего мира это также всемирная история мыслей и чувств человечества. Цельная независимая жизнь и культура, писал В.С. Соловьев, свободная от всякой исключительности и односторонности, необходимо распространяется на все человечество, взаимодействует с другими культурами, которые взаимно «впитывают» друг друга. Этнический характер культуры не может являться препятствием (хотя часто может представлять собой трудно преодолимое затруднение) перед взаимодействием, диалогом языков и культур разных народов, не может мешать их взаимному обогащению. Имея всепроникающий характер, культура является как национальным, специфическим, так и общим творением. 78 |
ваиия информации. Культуру же можно рассматривать как сложную знаковую систему, способную передавать информацию, но, в отличие от языка, имеющую основные функции накопление информации и воздействие на созидание и развитие как отдельного народа, так и всего человечества. Современная Европа охвачена идеей создания мульти культурной цивилизации. Глобализация культур, напрямую связана с проблемой языковой глобализации. В свою очередь, языковая глобализация сталкивается с множеством проблем (сохранения малочисленных фольклорных языков, в которых выражено мировоззрение и мировосприятие, сохранение культурных традиций, сохранение обычаев и т.д.) Возникает вопрос о том, выживут ли малочисленные языки, малые этнокультурные системы или унификация окажется сильнее? Вербальный или невербальный язык, как непрерывный осмысленный творческий процесс созидания, есть выражение «духа народа», его национальной культуры, которая воплощается в языке и передается потомкам. Так, язык этнокультурного танца может играть важнейшую роль в познании действительности этносистемы. Танец или эпос этнокультуры участвует в формировании вполне определенной «картины мира», которая создается под влиянием того или иного типа языка как отражения определенного способа внутренней формы языка, мировоззрения его народа или индивида. Как вербальный, так и невербальный язык воплощает своеобразие народа, национального видения мира, национальной культуры. Изучение языков мира это также всемирная история мыслей и чувств человечества. Уместно в этой связи привести в данном контексте размышления Н. С. Трубецкого, который, группируя языки по генетическому и негенетическому принципам, предложил следующую идею: «все языки земного шара представляют некоторую непрерывную сеть взаимно переходящих друг в друга звеньев, как бы радужную... И именно в силу непрерывности этой языковой радужной сети и в силу постепенности переходов от одного се сегмента к другому общая система языков земного шара при всем своем пестром 180 запечатленная в определенных звуках, мимике, жестах и как непрерывный осмысленный творческий процесс созидания передается потомкам. Язык играет важнейшую роль не только в познании действителыю>' сти, но и в формировании вполне определенной «картины мира», которая создается под влиянием того или иного языка как отражения определенного способа внутренней формы языка и мировоззрения народа. Народ такой же организм, как человеческий индивид и взаимодействие духовной и материальной культур осуществляется народом через два основных вида культуры: материальная (орудия труда, одежда, средства транспорта и т.п.) и ду* ховная (познание, нравственность, воспитание и просвещение: язык, право, религия, литература, философия, наука, искусство, этика, мифология), находящаяся в неразрывной, диалектической связи и преемственности. С одной стороны, духовность культуры во многом осуществляется в материальном виде, опирается на него и объясняется им, а с другой материальные явления лежат в основе духовного. * Развитие культуры происходит в реалиях каждого этноса, часто в условиях социального расслоения и сложных исторических процессов, но в рамках существенного национального единства. Национальная основа опирается на фундамент традиций в культуре, которые обеспечивают ей устойчивость, несмотря на самые бурные социальные события и катаклизмы. ^ Язык воплощает своеобразие народа, национального видения мира, национальной культуры. Изучение как вербальных, так и невербальных языков всего мира это также всемирная история мыслей и чувств человечества. Все языки земного шара представляют некоторую непрерывную есть взаимно переходящих друг в друга звеньев, и именно в силу непрерывности этой языковой сети и в силу постепенности переходов от одного к другому * общая система языков земного шара представляет собой единое целое. Распределение и взаимное соотношение культур не совпадает с группировкой языков. И все же распределение и взаимное соотношение культур основаны, в общем, на тех же принципах. В результате получается та же ра202 дужная сеть, единая и гармоничная в силу своей непрерывности и в то же время бесконечно многообразная в силу своей дифференцированное. Цельная независимая жизнь и культура, писал В. С. Соловьев, свободная от всякой исключительности и односторонности, необходимо распространяется на все человечество, взаимодействует с другими культурами, которые взаимно «впитывают» друг друга. Этнический характер культуры не может являться препятствием (хотя часто может представлять собой труднопреодолимое затруднение) перед взаимодействием, диалогом языков и культур разных народов, не может мешать их взаимному обогащению. Имея всепроникающий характер, культура является как национальным, специфическим, так и общим творением. Так, по наблюдениям Н. С. Трубецкого: «Культуры отдельных соседних друг с другом народов представляют всегда целый ряд черт, сходных между собой. Благодаря этому среди этих культур обозначаются известные культурно-исторические «зоны». Например, в Азии зона мусульманской, индостанской, китайской, тихоокеанской, степной, арктической и т.д. культур. Границы всех этих зон взаимно перекрещиваются, так что образуются культуры смешанного или переходного типа... При кажущейся анархической пестроте отдельные национальные культуры, сохраняя каждая свое неповторимое индивидуальное своеобразие, представляют в своей совокупности некоторое непрерывное гармоничное единство целого»1. При выяснении особенностей функционирования традиционной культуры и связанных с ней вопросов стратегии и тактики освоения мира и поддержания миропорядка, где традиция является основным способом жизнеобеспечения в этнокультурс, приходим к выводу, что традиционная технология изготовления вещей характеризуется стремлением человека к функциональности, то есть стремлением «вписать» себя, свой мир в природу на основе диалога. Для того, чтобы быть пригодным, предмет должен удовлетворять не только физические, но и символические требования. Нацио1 Трубецкой Н. С. Общая фонология. М., С. 179. |