Так, по наблюдениям Н.С. Трубецкого, «культуры отдельных соседних друг с другом народов представляют всегда целый ряд черт, сходных между собой. Благодаря этому среди этих культур обозначаются известные культурно-исторические «зоны». Например, в Азии зона мусульманской, индостанской, китайской, тихоокеанской, степной, арктической и т. д. культур. Границы всех этих зон взаимно перекрещиваются, так что образуются культуры смешанного или переходного типа... При кажущейся анархической пестроте отдельные национальные культуры, сохраняя каждая свое неповторимое индивидуальное своеобразие, представляют в своей совокупности некоторое непрерывное гармоничное единство целого»1. При выяснении особенностей функционирования традиционной культуры и связанных с ней вопросов стратегии и тактики освоения мира и поддержания миропорядка, где традиция является основным способом жизнеобеспечения в этнокультуре, приходим к выводу, что традиционная технология изготовления вещей характеризуется стремлением человека к функциональности, то есть стремлением «вписать» себя, свой мир в природу на основе диалога. Для того чтобы быть пригодным, предмет должен удовлетворять не только физические, но и символические требования. Национальный характер культуры не может являться препятствием для диалога культур разных народов. Имея всепроникающий характер, культура является как национальным, специфическим, так и общим творением. 1 Трубецкой Н.С. Общая фонология. С. 179. 79 |
дужная сеть, единая и гармоничная в силу своей непрерывности и в то же время бесконечно многообразная в силу своей дифференцированное. Цельная независимая жизнь и культура, писал В. С. Соловьев, свободная от всякой исключительности и односторонности, необходимо распространяется на все человечество, взаимодействует с другими культурами, которые взаимно «впитывают» друг друга. Этнический характер культуры не может являться препятствием (хотя часто может представлять собой труднопреодолимое затруднение) перед взаимодействием, диалогом языков и культур разных народов, не может мешать их взаимному обогащению. Имея всепроникающий характер, культура является как национальным, специфическим, так и общим творением. Так, по наблюдениям Н. С. Трубецкого: «Культуры отдельных соседних друг с другом народов представляют всегда целый ряд черт, сходных между собой. Благодаря этому среди этих культур обозначаются известные культурно-исторические «зоны». Например, в Азии зона мусульманской, индостанской, китайской, тихоокеанской, степной, арктической и т.д. культур. Границы всех этих зон взаимно перекрещиваются, так что образуются культуры смешанного или переходного типа... При кажущейся анархической пестроте отдельные национальные культуры, сохраняя каждая свое неповторимое индивидуальное своеобразие, представляют в своей совокупности некоторое непрерывное гармоничное единство целого»1. При выяснении особенностей функционирования традиционной культуры и связанных с ней вопросов стратегии и тактики освоения мира и поддержания миропорядка, где традиция является основным способом жизнеобеспечения в этнокультурс, приходим к выводу, что традиционная технология изготовления вещей характеризуется стремлением человека к функциональности, то есть стремлением «вписать» себя, свой мир в природу на основе диалога. Для того, чтобы быть пригодным, предмет должен удовлетворять не только физические, но и символические требования. Нацио1 Трубецкой Н. С. Общая фонология. М., С. 179. |