Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 80]

Глава 2.
Невербальные формы выражения национальной культуры § 1.
Этикет как форма аккумуляции культуры этноса В едином «поле» культуры этикет не только связывает свое «бытиедля» с другими формами культуры (мораль, религия, искусство и др.), нередко мимикрируя, растворяясь в их содержании, но и выполняет свои специфические функции по отношению к социокультурной реальности.
Этикет представляет собой одну из подсистем культуры, обеспечивающих жизнедеятельность общества за счет
механизма наследования и передачи опыта жизнедеятельности от субъекта к субъекту, от поколения к поколению.
Через
этикет происходит знакомство с культурой прошлого.
Он сам является неким культурным знаком, посредством которого осуществляется многовековая преемственность
культуры человечества.
При этом этикет всегда несет в себе этническую специфику «приличий» и, по существу, является этноэтикетом, выражающим мировоззрение, образ жизни, нравы этнокультурных общностей, отличных друг от друга.
Этикетные правила основываются на традиционных, моральных, эстетических и религиозных ценностях народа.
Они обладают свойством аккумулировать наиболее оптимальные, с точки зрения имеющегося культурно-исторического
опыта народа, формы общения, поведения, внешнего вида человека.
И в этом отношении
этикет, действительно, может быть понят лишь в контексте этнической культуры, ее обычаев, традиций, ритуалов.
При этом, как справедливо замечает Э.
Сепир, «прошлое представляет интерес для культуры только тогда, когда оно по-прежнему является настоящим или может еще стать будущим»1.
Так,
для этикета как социально-культурного феномена важнейшей характеристикой является передача традиционных ценностей и их трансформация в новые нормативно1 Сепир Э.
Избранные труды по языкознанию и культурологии.
М., 1993.
С.
485.

80
[стр. 204]

§ 2.
Этикет и его регулятивная роль в этнокультуре.
В едином «поле» культуры этикет не только связывает свое «бытиедля» с другими формами культуры (мораль, религия, искусство и др.), нередко мимикрируя, растворяясь в их содержании, но и выполняет свои специфические функции по отношению к социокультурной реальности.
Этикет представляет собой одну из подсистем культуры, обеспечивающих жизнедеятельность общества за счет
осуществления механизма наследования и передачи опыта жизнедеятельности от субъекта к субъекту, от поколения к поколению.
Через этикет происходит знакомство с культурой прошлого.
Он сам является неким культурным знаком, посредством которого осуществляется многовековая преемственность культуры человечества.
При этом этикет всегда несет в себе этническую специфику «приличий» и, по существу, является этноэтикетом, выражающим мировоззрение, образ жизни, нравы этнокультурных общностей, отличных друг от друга.
Этикетные правила основываются на традиционных, моральных, эстетических и религиозных ценностях народа.
Они обладают свойством аккумулировать наиболее оптимальные, с точки зрения имеющегося культурноисторического опыта народа, формы общения, поведения, внешнего вида человека.
И в этом отношении этикет, действительно, может быть понят лишь в контексте этнической культуры, ее обычаев, традиций, ритуалов.
При этом, как справедливо замечает Э.
Сепир, «прошлое представляет интерес для культуры только тогда, когда оно по-прежнему является настоящим или может еще стать будущим»1.
Так
и для этикета как социально-культурного феномена важнейшей характеристикой является сосуществование, взаимопроникновение традиционных ценностей и новых нормативно-ценностных установок, вызванных к жизни изменяющимися условиями жизнедеятельности общества.
Этикет является не просто «складом» традиционных стереотипных форм поведения и взаимоотношении между людьми.
Он открытая,

[стр.,227]

воспитанности и составляют характерные черты домашнего и общественного быта.
Обычай гостеприимства и позднее куначества сохраняются на протяжении всех исторических эпох и дожили до наших дней в силу того, что данный институт отвечает естественным гуманным побуждениям человеческого общежития и способствует жизнедеятельности этносистемы, ее уникальности, основанной на общечеловеческих ценностях.
«Бытие-для» с другими формами культуры (мораль, религия, искусство и др.), нередко мимикрируя, растворяясь в их содержании, но и выполняет свои специфические функции по отношению к социокультурной реальности.

Кроме положительных (одобрительных) принципов горского этикета существуют и запретительные нормы.
3.
«Ц1ахдсш» (букв, стыдно) стыднежелательность, непозволительность поступков, образа жизни, несовместимых с нормами общественной морали.
Эта категория определяет в качестве постыдных такие явления, как чревоугодие в застолье, пьянство, негостеприимность, фамильярность в разговоре со старшими по возрасту, всякие проявления несдержанности.
Стыд в этноэтикете служит первичным движущим мотивом поведения человека.
4.
«Х1ярам» категория абсолютного запретительного характера сохранившаяся в религиозных воззрениях.
Этноэтикет представляет собой одну из подсистем культуры, обеспечивающих жизнедеятельность общества за счет осуществления механизма наследования и передачи опыта жизнедеятельности от субъекта к субъекту, от поколения к поколению.
Через
этноэтикет происходит знакомство с культурой прошлого.
Он сам является неким культурным знаком, посредством которого осуществляется многовековая преемственность
этнокульгуры.
При этом этноэтикет всегда несет в себе информацию выражающую мировоззрение, образ жизни, нравы вполне определенных этнокультурных общностей, отличных друг от друга.


[стр.,228]

Этноэтикетные правила основываются на традиционных, моральных, эстетических и религиозных ценностях народа.
Они обладают свойством аккумулировать наиболее оптимальные с точки зрения имеющегося культурноисторического
омыта на рода формы общения, поведения, внешнего вида человека.
И в этом отношении
этноэтикет, действительно, может быть понят лишь в контексте национальной культуры, ее обычаев, традиций, ритуалов, которые представляют интерес для культуры только тогда, когда они обнаруживаются в настоящем и могут еще стать будущим.
Так для этноэтикета как социально-культурного феномена важнейшей характеристикой является сосуществование, взаимопроникновение традиционных ценностей и новых нормативно-ценностных установок, вызванных к жизни изменяющимися условиями жизнедеятельности общества.
Этноэтикет является не просто «складом» традиционных стереотипных форм поведения и взаимоотношений между людьми.
Он открытая, развивающаяся система, несущая в себе способность к изменениям.
В этом смысле он не только традиционен, но и современен в том отношении, что он соразмерен своему времени, конкретной ситуации.
«Он представляет действительность настоящего: данного времени, места и обстоятельств, того, что происходит с этими людьми здесь и сейчас»1.
Более того, этикет содержит в себе момент будущего, открывая человеку возможность.
Он дает человеку знание возможности и предлагает ему лучшую из этих возможностей (оптимальную в данном контексте).
Он позволяет человеку видеть возможность (общения, поведения, оформления внешности и т.д.), наставляет его на эту возможность, подводит его к этой возможности.
Но при всей способности этикета к восприятию нового, он отличается наибольшей консервативностью по сравнению с другими формами культуры.
Этикет, прежде всего, соотносится с прошлой культурой, с прошлой моралью и традициями, а не с современностью.
Новационные изменения в этикете часто касаются лишь его формальных признаков, внешних проявлений.
Смы1 Сепир Э.
Избранные труды по языкознанию и культурологии.
М., 1993 С.
485.

229

[Back]