Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 81]

ценностные установки, вызванные к жизни изменяющимися условиями жизнедеятельности общества.
Этикет является не просто «складом» традиционных стереотипных форм поведения и взаимоотношений между людьми.
Он открытая, развивающаяся система, несущая в себе способность к изменениям.
В этом смысле он не только традиционен, но и современен в том отношении, что он соразмерен своему времени, конкретной ситуации.

Этикет представляет действительность настоящего: данного времени, места и обстоятельств, того, что происходит с этими людьми здесь и сейчас.
Более того, этикет содержит в себе момент будущего, открывая человеку возможность.
Он дает человеку знание возможности и предлагает ему лучшую из этих возможностей (оптимальную в данном контексте).
Он позволяет человеку видеть возможность (общения, поведения, оформления внешности и т.
д.), наставляет его на эту возможность, подводит его к этой возможности.
Но при всей способности этикета к восприятию нового, он отличается наибольшей консервативностью по сравнению с другими формами культуры.
Этикет, прежде всего, соотносится с прошлой культурой, с прошлой моралью и традициями,
имеющими влияние на современность.
Инновационные изменения в этикете часто касаются лишь его формальных признаков, внешних проявлений.
Смысловые же характеристики норм и правил этикетного поведения остаются прежними.
И именно за счет этих установившихся, устоявшихся форм, в которых отстаиваются и аккумулируются смыслы разных эпох и народов, и обеспечивается устойчивость и непрерывность развития этикетной культуры.
Сориентированность
этикета в прошлое дает человеку ценностную опору, устойчивость, обоснованность выбора форм поведения.
Этикет реализует стремление человека к определенности.
В переломные эпохи общественной жизни,
в условиях моральнопсихологического дискомфорта, неуверенности, разрыва прежнего коммуникативного пространства, изменения социальной структуры общества 81
[стр. 205]

развивающаяся система, несущая в себе способность к изменениям.
В этом смысле он не только традиционен, но и современен в том отношении, что он соразмерен своему времени, конкретной ситуации.

Он представляет действительность настоящего: данного времени, места и обстоятельств, того, что происходит с этими людьми здесь и сейчас.
Более того, этикет содержит в себе момент будущего, открывая человеку возможность.
Он дает человеку знание возможности и предлагает ему лучшую из этих возможностей (оптимальную в данном контексте).
Он позволяет человеку видеть возможность (общения, поведения, оформления внешности и т.д.), наставляет его на эту возможность, подводит его к этой возможности.
Но при всей способности этикета к восприятию нового, он отличается наибольшей консервативностью по сравнению с другими формами культуры.
Этикет, прежде всего, соотносится с прошлой культурой, с прошлой моралью и традициями, имеющими влияние на современность.
Инновационные изменения в этикете часто касаются лишь его формальных признаков, внешних проявлений.
Смысловые же характеристики норм и правил этикетного поведения остаются прежними.
И именно за счет этих установившихся, устоявшихся форм, в которых отстаиваются и аккумулируются смыслы разных эпох и народов, и обеспечивается устойчивость и непрерывность развития этикетной культуры.
Сориентированность этикета в прошлое дает человеку ценностную опору, устойчивость, обоснованность выбора форм поведения.
Этикет реализует стремление человека к определенности.
В переломные эпохи общественной жизни,
когда наблюдается ситуация морально-психологического дискомфорта, неуверенности, разрыва прежнего коммуникативного пространства, изменения социальной структуры общества и системы социальных статусов, эта способность этикета оказывается наиболее востребованной в обществе.
В такое время «спасение» во многом ищут в солидарности, в стабильности, которые могут быть обеспече1 1 Сепир Э.
Избранные труды по языкознанию и культурологии.
М., 1993.
С.
485.


[стр.,228]

Этноэтикетные правила основываются на традиционных, моральных, эстетических и религиозных ценностях народа.
Они обладают свойством аккумулировать наиболее оптимальные с точки зрения имеющегося культурноисторического омыта на рода формы общения, поведения, внешнего вида человека.
И в этом отношении этноэтикет, действительно, может быть понят лишь в контексте национальной культуры, ее обычаев, традиций, ритуалов, которые представляют интерес для культуры только тогда, когда они обнаруживаются в настоящем и могут еще стать будущим.
Так для этноэтикета как социально-культурного феномена важнейшей характеристикой является сосуществование, взаимопроникновение традиционных ценностей и новых нормативно-ценностных установок, вызванных к жизни изменяющимися условиями жизнедеятельности общества.
Этноэтикет является не просто «складом» традиционных стереотипных форм поведения и взаимоотношений между людьми.
Он открытая, развивающаяся система, несущая в себе способность к изменениям.
В этом смысле он не только традиционен, но и современен в том отношении, что он соразмерен своему времени, конкретной ситуации.

«Он представляет действительность настоящего: данного времени, места и обстоятельств, того, что происходит с этими людьми здесь и сейчас»1.
Более того, этикет содержит в себе момент будущего, открывая человеку возможность.
Он дает человеку знание возможности и предлагает ему лучшую из этих возможностей (оптимальную в данном контексте).
Он позволяет человеку видеть возможность (общения, поведения, оформления внешности и т.д.), наставляет его на эту возможность, подводит его к этой возможности.
Но при всей способности этикета к восприятию нового, он отличается наибольшей консервативностью по сравнению с другими формами культуры.
Этикет, прежде всего, соотносится с прошлой культурой, с прошлой моралью и традициями,
а не с современностью.
Новационные изменения в этикете часто касаются лишь его формальных признаков, внешних проявлений.
Смы1 Сепир Э.
Избранные труды по языкознанию и культурологии.
М., 1993 С.
485.
229

[стр.,229]

еловые же характеристики норм и правил этикетного поведения остаются прежними.
И именно за счет этих установившихся, устоявшихся форм, в которых отстаиваются и аккумулируются смыслы разных эпох и народов, и обеспечивается устойчивость и непрерывность развития этикетной культуры.
Сориентированность
этноэтикста в прошлое дает человеку ценностную опору, устойчивость, обоснованность выбора форм поведения.
Этикет реализует стремление человека к определенности.
В переломные эпохи общественной жизни,
когда наблюдается ситуация морально-психологического дискомфорта, неуверенности, разрыва прежнего коммуникативного пространства, изменения социальной структуры общества и системы социальных статусов, эта способность этикета оказывается наиболее востребованной в обществе.
В такое время «спасение» во многом ищут в солидарности, в стабильности, которые могут быть обеспечены прошлой культурой, опытом и традициями предшествующих поколений.
Этот выход нередко находят в нормах и ценностях («приличиях») этикета, регламентирующего формы поведения и общения различных по своему статусу людей и дающего возможность, не разрушая эти статусы, наладить их равнодостойное взаимодействие.
Тем самым, этикет дает человеку чувство стабильности, моральнопсихологической защищенности и комфортности в системе общественных связей.
Кроме того, структурные изменения в обществе в такие периоды (например, эпоха Петровских реформ, современная ситуация в нашей стране) создают возможность «вертикальной мобильности» человека в общественной иерархии.
Этикет в это время становится одним из «лифтов» этой мобильности, фактором социально-культурного возвышения индивида, владеющего им.
Причем, тем, кто находится «внизу», он дает возможность подняться «наверх», а тем, кто «наверху», закрепить свое положение, утвердиться там.
Утверждение всегда возможно только тогда, когда есть культурная база, на которую можно опереться.

[Back]