и системы социальных статусов, эта способность этикета оказывается наиболее востребованной в обществе. В такое время «спасение» во многом ищут в солидарности, в стабильности, которые могут быть обеспечены прошлой культурой, опытом и традициями предшествующих поколений. Этикет не есть лишь феномен культуры, он представлен и на уровне иных пластов социального. Он может быть рассмотрен в более широком смысле. Этикет можно представить как моральное «тело» социального, и как таковое «тело» он имеет не только культурные, но и особые исторические, предысторические и цивилизационные формы. Культура это развитие или переход от состояния «младенчества» (функционально-дифференцированного сообщества) к состоянию зрелости (функционально-структурированного целого). И, наконец, культура это цивилизация, становление, то есть бесконечное обновление предшествующих форм жизнедеятельности. Все периоды социального бытия имеют своих «представителей» и в этикете. Более того, этикет буквально насыщен символическими формами, делающими само существование этих периодов в их нравственной ипостаси возможным. Именно символические формы этикета позволяют индивиду проявлять скромность, ставящую его в значительно более выгодное положение по отношению к другим людям, благородство характера, которое представляется нам более значимым, чем иные характеристики человека. Символичность совершаемых действий помогает человеку выйти из сложной ситуации, не уронив достоинства собственной личности, и сообщает поступку ту форму открытости, которая не оставляет никаких сомнений в самоотверженности морального субъекта. Каждому пласту (форме бытия) социального соответствует своя символическая форма в этикете, каждой символической форме свой символ, имеющий дело не только с бытием, но и с сознанием. Обладая той или иной степенью сходства с символизируемым им содержанием, символ имеет возможность формировать действительность в сознании человека по 82 |
ны прошлой культурой, опытом и традициями предшествующих поколений. Этот выход нередко находят в нормах и ценностях («приличиях») этикета, регламентирующего формы поведения и общения различных по своему статусу людей и дающего возможность, не разрушая эти статусы, наладить их равнодостойное взаимодействие. Тем самым, этикет дает человеку чувство стабильности, морально-психологической защищенности и комфортности в системе общественных связей. Этикет не есть лишь феномен культуры, он представлен и на уровне иных пластов социального. Он может быть рассмотрен в более широком смысле. Этикет можно представить како моральное «тело» социального и как таковое «тело», он имеет не только культурные, но и особые исторические, прсдисторичсские и цивилизационные формы. Культура это развитие или переход от состояния «младенчества» (функционально-дифференцированного сообщества) к состоянию зрелости (функционально-структурированного целого). И, наконец, культура есть цивилизация, становление, то есть бесконечное обновление предшествующих форм жизнедеятельности. Все периоды социального бытия имеют своих «представителей» и в этикете. Болес того, этикет буквально насыщен символическими формами, делающими само существование этих периодов в их нравственной ипостаси возможным. Именно символические формы этикета позволяют индивиду проявлять скромность, ставящую его в значительно более выгодное положение по отношению к другим людям, благородство характера, которое представляется нам более значимым, чем иные характеристики человека. Символичность совершаемых действий помогает человеку выйти из сложной ситуации, не уронив достоинства собственной личности, и сообщает поступку ту форму открытости, которая не оставляет никаких сомнений в самоотверженности морального субъекта. Каждому пласту (форме бытия) социального соответствует своя символическая форма в этикете, каждой символической форме — свой символ, 207 имеющий дело не только с бытием, но и с сознанием. Обладая той или иной степенью сходства с символизируемым им содержанием, символ имеет возможность формировать действительность в сознании человека по определенV ным принципам и признакам. Символы или структуры этикета: ритуал, обряд, культ, текст, составляют основное содержание этикетных запретов, выполняющих регулирующую функцию. Любопытный пример, посвященный этому, представлен в книге «Этикет у народов Передней Азии» на материале ливанского этикета. В ливанской культуре существует особый набор «неблагоприятных действий», совершение которых, сознательно или по ие^ ведению, считается нарушением этикета. Например, недопустимым является пересчет людей. «Многодетная мать никому не позволит пересчитывать ее детей. Она приходит в беспокойство, а нередко пугается и сердится, если замечает, что кто-то считает ее детей»1. Такое поведение человека, пересчитывающего детей, будет считаться проявлением крайней невоспитанности, нарушением правил «хорошего тона». А истоки запрета уходят корнями в языI ческую культуру, основанную на «табу», «опасности» счета, смысл которой в том, что «от счета улетает благословение», поэтому ливанцы полагают, что счет приносит несчастье. Как у ливанцев, так и в традиционной культуре кавказцев не допускается пересчет не только людей, но и домашнего скота. Аналогичные правила запрета распространяются и на занятия некоторыми делами с наступлением темноты (это также считается нарушением ш норм поведения). Считается, что нельзя подметать («выметешь благословение»), кроить одежду («иначе беда тому, кто ее будет носить»), одалживать котел и выносить его из дома (вынос котла сравнивают с выносом гроба); пристально смотреть на кого-либо (помимо того, что это неприлично, можно еще и сглазить), примерять чужую новую одежду прежде хозяина («а нс то • он умрет, и платье достанется нарушившему эту норму») и т.д. Приведенные примеры свидетельствуют о регуляции отдельных действий, запрещаемых : Радиоиов М. Л. Характерные черты этикета у ливанцев. И В кн. Этикет у народов Передней азии. М., 208 1988. С. 93. еловые же характеристики норм и правил этикетного поведения остаются прежними. И именно за счет этих установившихся, устоявшихся форм, в которых отстаиваются и аккумулируются смыслы разных эпох и народов, и обеспечивается устойчивость и непрерывность развития этикетной культуры. Сориентированность этноэтикста в прошлое дает человеку ценностную опору, устойчивость, обоснованность выбора форм поведения. Этикет реализует стремление человека к определенности. В переломные эпохи общественной жизни, когда наблюдается ситуация морально-психологического дискомфорта, неуверенности, разрыва прежнего коммуникативного пространства, изменения социальной структуры общества и системы социальных статусов, эта способность этикета оказывается наиболее востребованной в обществе. В такое время «спасение» во многом ищут в солидарности, в стабильности, которые могут быть обеспечены прошлой культурой, опытом и традициями предшествующих поколений. Этот выход нередко находят в нормах и ценностях («приличиях») этикета, регламентирующего формы поведения и общения различных по своему статусу людей и дающего возможность, не разрушая эти статусы, наладить их равнодостойное взаимодействие. Тем самым, этикет дает человеку чувство стабильности, моральнопсихологической защищенности и комфортности в системе общественных связей. Кроме того, структурные изменения в обществе в такие периоды (например, эпоха Петровских реформ, современная ситуация в нашей стране) создают возможность «вертикальной мобильности» человека в общественной иерархии. Этикет в это время становится одним из «лифтов» этой мобильности, фактором социально-культурного возвышения индивида, владеющего им. Причем, тем, кто находится «внизу», он дает возможность подняться «наверх», а тем, кто «наверху», закрепить свое положение, утвердиться там. Утверждение всегда возможно только тогда, когда есть культурная база, на которую можно опереться. |