Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 83]

определенным принципам и признакам.
Символы или структуры этикета ритуал, обряд, культ, текст составляют основное содержание этикетных запретов, выполняющих регулирующую функцию.
Любопытный пример
приводится в книге «Этикет у народов Передней Азии» на материале ливанского этикета.
В ливанской культуре существует особый набор «неблагоприятных действий», совершение которых, сознательно или по
неведению, считается нарушением этикета.
Например, недопустимым является пересчет людей.
«Многодетная мать никому не позволит пересчитывать ее детей.
Она приходит в беспокойство, а нередко пугается и сердится, если замечает, что кто-то считает ее детей»1.
Такое поведение человека, пересчитывающего детей, будет считаться проявлением крайней невоспитанности, нарушением правил «хорошего тона».
А истоки запрета уходят корнями в
языческую культуру, основанную на «табу» счета, смысл которого в том, что «от счета улетает благословение», поэтому ливанцы полагают, что счет приносит несчастье.
Как у ливанцев, так и в традиционной культуре кавказцев не допускается пересчет не только людей, но и домашнего скота.

Этикетные запреты выполняют наряду с регулятивной и охранительную функцию.
Они не позволяют чужому вторгаться в экзистенцию человека.
Не случайно в современном этикете принято выделять особый раздел этикетную проксимику (от анг.

ргахтШ «близость»), которая организует поведение человека с учетом норм, определяемых пространством общения.
Само пространство выступает здесь как зона социального взаимодействия личностей, поэтому расположение участников общения, дистанция между ними, длительность общения, возможность физических контактов этикетно
регламентируются.
Эта особенность присуща как современному этикету, так и этикетным формам поведения примитивных народов.
Так, «абориген хорошо знает, как будет
1 Родионов М.А.
Характерные черты этикета у ливанцев // Этикет у народов Передней Азии.
М., 1988.
С.
93.
83
[стр. 207]

имеющий дело не только с бытием, но и с сознанием.
Обладая той или иной степенью сходства с символизируемым им содержанием, символ имеет возможность формировать действительность в сознании человека по определенV ным принципам и признакам.
Символы или структуры этикета: ритуал, обряд, культ, текст, составляют основное содержание этикетных запретов, выполняющих регулирующую функцию.
Любопытный пример,
посвященный этому, представлен в книге «Этикет у народов Передней Азии» на материале ливанского этикета.
В ливанской культуре существует особый набор «неблагоприятных действий», совершение которых, сознательно или по
ие^ ведению, считается нарушением этикета.
Например, недопустимым является пересчет людей.
«Многодетная мать никому не позволит пересчитывать ее детей.
Она приходит в беспокойство, а нередко пугается и сердится, если замечает, что кто-то считает ее детей»1.
Такое поведение человека, пересчитывающего детей, будет считаться проявлением крайней невоспитанности, нарушением правил «хорошего тона».
А истоки запрета уходят корнями в
языI ческую культуру, основанную на «табу», «опасности» счета, смысл которой в том, что «от счета улетает благословение», поэтому ливанцы полагают, что счет приносит несчастье.
Как у ливанцев, так и в традиционной культуре кавказцев не допускается пересчет не только людей, но и домашнего скота.

Аналогичные правила запрета распространяются и на занятия некоторыми делами с наступлением темноты (это также считается нарушением ш норм поведения).
Считается, что нельзя подметать («выметешь благословение»), кроить одежду («иначе беда тому, кто ее будет носить»), одалживать котел и выносить его из дома (вынос котла сравнивают с выносом гроба); пристально смотреть на кого-либо (помимо того, что это неприлично, можно еще и сглазить), примерять чужую новую одежду прежде хозяина («а нс то • он умрет, и платье достанется нарушившему эту норму») и т.д.
Приведенные примеры свидетельствуют о регуляции отдельных действий, запрещаемых : Радиоиов М.
Л.
Характерные черты этикета у ливанцев.
И В кн.
Этикет у народов Передней азии.
М., 208 1988.
С.
93.


[стр.,208]

этикетной культурой, но аналогичные данные можно найти и в других культурах, уходящих своими корнями в древние религиозно-магические культы.
Этикетные запреты выполняют наряду с регулятивной и охранительную функцию.
Они не позволяют чужому вторгаться в экзистенцию человека.
Не случайно в современном этикете принято выделять особый раздел — этикетную проксимику (от англ.

рпштШблизость), которая организует поведение человека с учетом норм, определяемых пространством общения.
Само пространство выступает здесь как зона социального взаимодействия личностей, поэтому расположение участников общения, дистанция между ними, длительность общения, возможность физических контактов этикетно
регламентируется.
Эта особенность присуща как современному этикету, так и этикетным формам поведения примитивных народов.
Так, «абориген хорошо знает, как будет
себя вести тот или иной родственник, придя к нему в гости: один войдет в хижину, другой сядет на землю позади хижины и будет через стену переговариваться с хозяином и его женой, сидящими внутри, а третий останется на определенном расстоянии от хижины и будет кричать оттуда»1.
Этикетные запреты кажутся абсолютно произвольными, а порою даже смешными.
Это происходит единственно лишь потому, что их основания принадлежат коллективному бессознательному, а тотемические представления и верования, в границах которых он формируется, слишком далеки от современного человека.
Нарушение этикетного запрета, возможно, и нс приведет к тому, что он обещает, но ...
Процесс анализа этикета и его символических форм вновь доказывает справедливость гегелевского «знакомое еще не есть познанное»*".
Как оказалось, этикет не столь прост и очевиден.
Во-первых, этикет это первичная онтологическая форма бытия социального.
1 2 1 Лртсмова О.
Ю.
Личность и социальные нормы в раинепервобытной общине.
М., 1987.
С.
43-44.
2 Гегель.
Феноменология духа.
Сочинения.
М., 1959.
Т.
4.
С.
234.
209

[Back]