Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 84]

себя вести тот или иной родственник, придя к нему в гости: один войдет в хижину, другой сядет на землю позади хижины и будет через стену переговариваться с хозяином и его женой, сидящими внутри, а третий останется на определенном расстоянии от хижины и будет кричать оттуда»1.
Этикетные запреты кажутся абсолютно произвольными, а порою даже смешными.
Это происходит
лишь потому, что их основания принадлежат коллективному бессознательному, а тотемические представления и верования, в границах которых он формируется, слишком далеки от современного человека.
Процесс анализа этикета и его символических форм
вновь доказывает справедливость гегелевского «знакомое еще не есть познанное»1
2.
Как оказалось, этикет не столь прост и очевиден.
Во-первых, этикет это первичная онтологическая форма бытия социального.

Его нормы, правила, запреты и дозволения не есть преднамеренно созданные образования.
Напротив, они представляют собой «побочный» продукт, стихийно рожденный самой практикой социальной жизнедеятельности человека и закрепленный в определенном этикетном кодексе.
Во-вторых, этикет
явление культуры, тем не менее, его основания принадлежат истории, а своими корнями он уходит в предысторию человеческого рода.
В-третьих, являясь освященной традицией формой поведения, этикет представляет собой своего рода «копилку» отточенных историей форм человеческого общения, способных
нитью общего «разговора» связать между собой различные эпохи и разные по форме, но общие
по сути этносистемы.
Главным регулятором межчеловеческих и межпоколенных отношений является внутрисемейный порядок, где бережно, с любовью
1 Артемова ОАО.
Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине.
М., 1987.
-С.
43-44.
2 Гегель.
Феноменология духа // Сочинения.
М., 1959.
Т.
4.
С.
234.

84
[стр. 208]

этикетной культурой, но аналогичные данные можно найти и в других культурах, уходящих своими корнями в древние религиозно-магические культы.
Этикетные запреты выполняют наряду с регулятивной и охранительную функцию.
Они не позволяют чужому вторгаться в экзистенцию человека.
Не случайно в современном этикете принято выделять особый раздел — этикетную проксимику (от англ.
рпштШблизость), которая организует поведение человека с учетом норм, определяемых пространством общения.
Само пространство выступает здесь как зона социального взаимодействия личностей, поэтому расположение участников общения, дистанция между ними, длительность общения, возможность физических контактов этикетно регламентируется.
Эта особенность присуща как современному этикету, так и этикетным формам поведения примитивных народов.
Так, «абориген хорошо знает, как будет себя вести тот или иной родственник, придя к нему в гости: один войдет в хижину, другой сядет на землю позади хижины и будет через стену переговариваться с хозяином и его женой, сидящими внутри, а третий останется на определенном расстоянии от хижины и будет кричать оттуда»1.
Этикетные запреты кажутся абсолютно произвольными, а порою даже смешными.
Это происходит
единственно лишь потому, что их основания принадлежат коллективному бессознательному, а тотемические представления и верования, в границах которых он формируется, слишком далеки от современного человека.
Нарушение этикетного запрета, возможно, и нс приведет к тому, что он обещает, но ...
Процесс анализа этикета и его символических форм вновь доказывает справедливость гегелевского «знакомое еще не есть познанное»*".

Как оказалось, этикет не столь прост и очевиден.
Во-первых, этикет это первичная онтологическая форма бытия социального.

1 2 1 Лртсмова О.
Ю.
Личность и социальные нормы в раинепервобытной общине.
М., 1987.
С.
43-44.
2 Гегель.
Феноменология духа.
Сочинения.
М., 1959.
Т.
4.
С.
234.

209

[стр.,209]

Его нормы, правила, запреты и дозволения не есть преднамеренно созданные образования.
Напротив, они представляют собой «побочный» продукт, стихийно рожденный самой практикой социальной жизнедеятельности человека и закрепленный в определенном этикетном кодексе.
Во-вторых, этикету
как явлению культуры, тем не менее, не чужд и цивилизации; его основания принадлежат истории, а своими корнями он уходит в предысторию человеческого рода.
Этикет в этнокультуре по аналогии с древнегреческим «этосом» регулирует и охраняет жизнеоустройство и жизнеобеспечение этноса.
В-третьих, являясь освященной традицией формой поведения, этикет представляет собой своего рода «копилку» отточенных историей форм человеческого общения, способных
нитыо общего «разговора» связать между собой различные эпохи и разные по форме, но общие но сути этносистемы.
Основанием этноэтикета служат элементарные нормы нравственности, регулирующие отношения людей различного пола и звания, своих и чужих, друзей и врагов.
На примере функционирования горского этикета можно продемонстрировать эту регулятивную роль этикета.
Поддерживающим фактором традиции этикета в этнокультуре служит институт авторитета «старейшин» или старших.
Основополагающим принципом горского этикета и морали Кавказских народов служит «уважение к седине», к возрасту.
Почитание старших, родителей естсстственно, и свойственно всем народам, однако особый акцент на последнее делается в этикете восточных народов, в том числе и народов Кавказа.
«Горцы Кавказа на протяжении долгой, нелегкой истории пришли к выводу, что главным регулятором межчеловеческих и межпоколенных отношений является внутрисемейный порядок, где бережно, с любовью относятся к старшим людям, родителям, аккумулирующим в себе многовековую этническую культуру и генерирующим ее молодым»1.
1 Магомедов А.
Этнокультурная преемственность в сфере семейных отношений//Семья на северном Кавказе.
Ставрополь 1999.
С.
157.
210

[стр.,233]

Происхождение перчаток связывают с легендой: однажды, играя на берегу моря блестящей раковиной, богиня Венера порезала палец.
Тут прибежали юные богини и перевязали узенькими лентами из льняного полотна не только палец, но и всю кисть.
При том сделали они это так искусно, что бинт даже не был заметен.
Так возникла перчатка.
Легенда звучит достаточно правдоподобно, ведь одной из первых исторических форм перчатки были «напальчники», используемыедревними греками во время еды.
История же галстука присутствует уже в самом его названии: галстук в переводе с немецкого — «шейный платок».
Таким образом, в процессе анализа этикета и его символических форм мы еще раз убедились в справедливости гегелевского замечания о том, что «знакомое еще не есть познанное»1.
Как оказалось, этикет нс столь прост и очевиден.
Во-первых, этикет — это первичная онтологическая форма бытия социального.
Его нормы, правила, запреты и дозволения не есть преднамеренно созданные образования: напротив, они представляют собой «побочный» продукт, стихийно рожденный самой практикой социальной жизнедеятельности человека и закрепленный в определенном этикетном кодексе.
Вовторых, этикет,
будучи явлением культуры, тем не менее, не чужд и цивилизации; его основания принадлежат истории, а своими корнями он уходит в предысторию человеческого рода.
В-третьих, являясь освященной традицией формой поведения, этикет представляет собой своего рода «копилку» отточенных историей форм человеческого общения, способных нитью общего «разговора» связать между собой
людей различного пола и звания, своих и чужих, друзей и врагов.
В обществе с высоким уровнем цивилизации этикет выполняет функцию должного и носит формальный, внешний характер.
В этнокультуре этикет охватывает все формы общественной жизни как савокунность морально этических норм, где должное и сущее обнаруживают синкретическое единство.
Этноэтикет представляет собой нравственно этический компонент адата, основными понятиями которой являются намус 1 Гегель Ф.
В.
Феноменология духа.
Соч.
М., 1959.
Т.
4.
С.
16.

[Back]