относятся к старшим людям, родителям, аккумулирующим в себе многовековую этническую культуру и генерирующим ее молодым»1. Можно выделить три стадии развития моральных предписаний и правил коммуникативного поведения: «стадия неопределенности, стадия регламентации и стадия обобщения, после чего поведение лишается избыточности, детализации и точности, что связано с общим процессом эмансипации личности».1 2 Стадия неопределенности относится к началу человеческой истории, когда идет только поиск пути стандартизации взаимодействия. Вторая из указанных стадий знаменует собой формирование и утверждение широкой сети коммуникативного поведения во всех типичных социальных ситуациях. Это и есть стадия формирования этикета как такового: она охватывает период человеческой истории от родового строя до феодального, когда человек начинает осознавать себя как личность, как существо, в известном смысле обособленное от общества и, следовательно, от принятых в нем правила поведения. В противовес этому обособлению возникают всевозможные писанные и неписанные своды правил коммуникативного поведения, отражающие социальную структуру общества. Обобщение и ее обратная сторона гибкость ориентиры, в направлении которых развивается этикет в настоящее время. Этому способствует и взаимопроникновение национальных культур, развивающееся на базе социально-экономического взаимодействия. «Методологически важным представляется при этом понимание общения как диалектического единства своеобразных социальных отношений (условий, фактов) и форм (техники, стандартов) поведения, с помощью которых эти отношения актуализируются».3 Общение в данном случае выступает не как простой обмен 1 Магомедов А. Этнокультурная преемственность в сфере семейных отношений // Семья на Северном Кавказе. Ставрополь, 1999. С. 157. 2 Бгажпоков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1987. С. 15. 3 Бгажпоков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. М., 1987. С. 63. 85 |
Старшим, при живых, но уже старых отце, дедушке может стать старший или средний сын. А в случае отсутствия таковых старших заменяют мать, старшая в доме женщина. Нормы этноэтикета можно систематизировать по следующим принципам: 1. Возрастной принцип, где младший должен уступать старшему везде: за столом, на улице, в доме и т. д, безотносительно родства или близости. Такое долженствование, без сомнений присуще для младшего. 2. Гендерный принцип, где защита чести и достоинства женщины являются определяющими. «Для кавказского мужчины не было достоинства большего, чем защищать честь, достоинство, положение женщин матерей, сестер, дочерей, родственниц, да и любой женщины, нуждающейся в защите, и большего позора, если он уронит свою честь, не защитив чести и достоинства женщин»1. Так в адатах сельских обществ Тиндальского наибства Хваршинского общества Дагестана предусмотрено: «За оскорбление девушки или вдовы виноватый платит обиженной 25 руб. и, кроме того, изгоняется из общества на 3 месяца»2. 3. Принцип гостеприимства, требующий от другого, вне зависимости от субъективных ощущений, отношения гуманного, человеческого, основанного на высоком уровне культуры общения. «Даже, если твой враг пришел в твой дом, ты должен принять его как самого близкого человека, так как в доме, и даже на территории села, гость под кровной защитой хозяина»3 Формирование этноэтикета, связано с тем, что этикет является одной из сторон моральной и нравственной культуры этноса. Можно выделить три стадии развития моральных предписаний и правил коммуникативного поведения: «стадия неопределенности, стадия регламентации и стадия обобщения, после чего поведение лишается избыточности, детализации и точности. * Магомедов Л. там же С.161. 2 Сборник сведений о Кавказских горцах. Т.З.М. 1996., С. 187. 3 Сборник сведений о Кавказских горцах, там же С. 62. 211 что связано с общим процессом эмансипации личности». Стадия неопределенности относится к началу человеческой истории, когда идет только поиск пути стандартизации взаимодействия. Вторая из указанных стадий знаменует собой формирование и утверждение широкой сети коммуникативного поведения во всех типичных социальных ситуациях. Это и есть, собственно стадия формирования этикета как такового: она охватывает период человеческой истории, начиная с родового строя и кончая феодальным, когда человек начинает осознавать себя как личность, как существо, в известном смысле обособленное от общества и, следовательно, от принятых в нем правила поведения. В противовес этому обособлению возникают всевозможные писанные и неписанные своды правил коммуникативного поведения, отражающие социальную структуру общества. Обобщение и ее обратная сторона гибкость ориентиры, в направлении которых развивается этикет в настоящее время. Этому способствует и взаимопроникновение национальных культур, развивающееся на базе социально-экономического взаимодействия. Будучи одной из форм моральной, нравственной культуры этноса, этикет связывает воедино традиционное и инновационное содержание общения. «Методологически важным представляется при этом понимание общения как диалектического единства своеобразных социальных отношений (условий, фактов) и форм (техники, стандартов) поведения, с помощью которых эти отношения актуализируются».1 2 Общение в данном случае выступает не как простой обмен информацией. Большое значение при общении придается технике поведения. Известный английский социальный психолог М. Аргайл выделяет семь классов социальной техники поведения (общения): «телесный контакт, жесты, выражения лица, движение глаз, экстрапингвистические аспекты речи (темп, 1 Бгажноков Б. X Адыгский этикет. Нальчик. 1987. С. 15 2 Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. М., 1987. С. 63. 212 |