Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 88]

говорить о детях, особенно маленьких».1 Запрещалось (по крайней мере, 2-3 дня) расспрашивать гостя, кто он таков, откуда и куда путь держит.
Вообще же, «правило таковое, что должно ...
более слушать и менее
говорить».1 2 Существует большое количество преданий в устном народном творчестве, воспевающих поведение людей в той или иной ситуации.
Предания являются отражением ценностных ориентаций на своеобразно понимаемую рыцарскую скромность.
Предания такого типа являются распространителями этикетных форм поведения.
Даже существует жанр рыцарских рассказов (преданий).

Принцип почитания старших.
В семье и за ее пределами он сильно сказывается на коммуникативном поведении младших.
«Не только сын перед отцом, но и меньший брат перед старшим сесть не смеет и не вступает в разговор в присутствии посторонних лиц.
Равно и в беседах, где встречаются старшие летами, молодые люди не смеют говорить громко или смеяться, но обязаны отвечать скромно»3 на
задаваемые им вопросы.
Эти модели, описанные известным русским историком первой половины XIX века, сохранились почти без изменения
до наших дней.
Вообще люди пожилые, независимо от статуса и пола, находятся
на Кавказе на особом положении, благодаря чему старость находит себе защиту от одиночества.
Немецкий ученый прошлого века К.
Кох писал в связи с этим: «В то время как у нас, к сожалению, государство очень редко берет под защиту стариков, и они зависят от молодого поколения, на Кавказе старики пользуются всеобщим почтением.
Тот, кто оскорбил старика или пожилую женщину,
не только подвергнется всеобщему презрению, но и несет за это кару в зависимости от величины поступка».4 В регуляции коммуникативных актов и движений возрастные роли занимают не меньшее место, чем роли социальные.
Офицер русской армии
1 Марипьи де Тебу.
Избранные произведение.
М., 1876.
С.
70.

2 Хан-Гирей.
Избранные произведения.
Нальчик, 1974 С.
6.

3 Броневский СМ.
Новейшие исторические и этнографические сведения о
Кавказе.
М., 1823.
Ч.
1.-С.
123.
4 Кох К.
Путешествие по России и в Кавказские земли.
Нальчик, 1877.
С.
591.

88
[стр. 214]

когда нс говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным.
Самые смелые джигиты отличались необыкновенной скромностью, говорили тихо, не хвастались своими подвигами, готовы были уступить каждому место и замолчать в споре; зато на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротой молнии, но без угроз и брани»1.
Говорить о своих подвигах считалось пороком, более того, хвалить человека в глаза есть гнуснос лицемерие.
И сейчас сохранилась пословица: «В глаза хвалящий (все равно что) в глаза хулящий».
И все же находили способ поведать о себе, своих подвигах.
Для этого прибегали к помощи песни, которую заказывали профессиональным певцам-сказителям.
Н.
Дубровин писал, что «люди на Кавказе чрезвычайно впечатлительны, легко воспламеняются пссныо и рассказом».1 2 Этой чертой народного характера иногда пользовались люди, желавшие овладеть народным мнением и занять место предводителей.
К запрету на хвастовство примыкает запрет на похвалу детей родителями и вообще всякий разговор о них.
«Создается такое впечатление, пишет Тебу де Мариньи, кавказцы избегают всего, что напоминает им об их привязанностях и удовольствиях...
у них даже считается неучтивым говорить 0 детях, особенно маленьких».3 Запрещалось (по крайней мере, 2-3 дня) расспрашивать гостя, кто он таков, откуда и куда путь держит.
Вообще же: «правило таковое, что должно ...
более слушать и менее
говорить».4 Существует большое количество преданий в устном народном творчестве, воспевающих поведение людей в той или иной ситуации.
Предания являются отражением ценностных ориентаций на своеобразно понимаемую рыцарскую скромность.
Предания такого типа являются распространителями этикетных форм поведения.
Даже существует жанр рыцарских рассказов (преданий).

1 Дубровин В.Д История войны и владычества русских на Кавказе Т.4 1863., С.
54 2 Дубровин В.Д.
та.ч же С.
86 3 Мариньи де Тебу.
Избранные произведение.
-М., 1876.
С.
70.

4 Хан-Гирей.
Избранные произведения.
Нальчик, 1974 С.
6.

215

[стр.,215]

Принцип почитания старших.
В семье и за ее пределами он сильно сказывается на коммуникативном поведении младших.
«Не только сын перед отцом, но и меньший брат перед старшим сесть не смеет и не вступает в разговор в присутствии посторонних лиц.
Равно и в беседах, где встречаются старшие летами, молодые люди не смеют говорить громко или смеяться, но обязаны отвечать скромно на
делаемые им вопросы».1 Эти модели, описанные известным русским историком первой половины XIX века сохранились почти без изменения и по сей день.
Вообще люди пожилые, независимо от статуса и пола, находятся
здесь на особом положении, благодаря чему старость находит себе защиту от одиночества.
Немецкий ученый прошлого века К.
Кох писал в связи с этим: «В то время как у нас, к сожалению, государство очень редко берет под защиту стариков, и они зависят от молодого поколения, на Кавказе старики пользуются всеобщим почтением.
Тот, кто оскорбил старика или пожилую женщину,
подвергнется не только всеобщему презрению, но и несет за это кару в зависимости от величины поступка».1 2 Данный принцип распространяется на все этнокультуры, где традиция имеет силу регулятора общественных отношений.
В регуляции коммуникативных актов и движений возрастные роли занимают не меньшее место, чем роли социальные.
Офицер русской армии
Ф.
Торнау, находившийся в плену на Кавказе, писал: «Лета становятся у горцев в общежитии выше звания.
Молодой человек самого высокого происхождения обязан вставать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, молчать перед ним, коротко и почтительно отвечать на вопросы.
Каждая услуга, оказанная седине, становится молодому человеку в честь.
Даже старый невольник не совсем исключен из этого правила».3 Следует, однако заметить, что это лишь общее правило.
Классовое деление об1 Броневский С.
М.
Новейшие исторические и этнографические сведения о
Казказе.М., 1823.
4.1.
С.
123.
2 Кох К.
Путешествие по России и в Кавказские земли.
Нальчик.
1877.
С.
591.

3 Торнау Н.
Е.
Изложение начала мусульманского законодательства.
СПб.18501864.
С.
419.
216

[Back]