Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 89]

Ф.
Торнау, находившийся в плену на Кавказе, писал: «Лета становятся у горцев в общежитии выше звания.
Молодой человек самого высокого происхождения обязан вставать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, молчать перед ним, коротко и почтительно отвечать на вопросы.
Каждая услуга, оказанная седине, становится молодому человеку в честь.
Даже старый невольник не совсем исключен из этого
правила».1 Следует, однако, заметить, что это лишь общее правило.
Желание уступить более почетное, удобное место другому
является, с одной стороны, показателем воспитанности, вежливости, скромности, а с другой намеренной демонстрацией этих свойств.
Когда второе берет верх над первым, названные действия приобретают показной характер и осуждаются.

Принцип гостеприимства.
Гостеприимство обычай, берущий свое начало в глубокой древности.
Он был и остается в той или иной мере обычаем всех народов земного шара.
Открытым считается вопрос о генетических корнях этой этической универсалии.
Б.
Бгажноков считает, что «в основе его лежит общечеловеческая
нравственность»1 2.
Ряд ученых придерживается мнения, что гостеприимство связано со склонностью рыцарей к странствованию.
Существует, кроме того, концепция, объявляющая гостеприимство порождением магии, религии.
При желании можно найти некоторые основания, по которым гостеприимство
рассматривается как разновидность жертвоприношения, так называемого «жертвоприношения людям».3 Есть и другое мнение: радушие и доброта хозяина связаны «прежде всего с боязнью открыть поле действия для дурного влияния...
Отказ вызывает гнев у просящего.
Этим вызываются дурные намерения, враждебная настроенность (близкая к зависти), которая, будучи раз пробуждена, обладает уже собственной силой и порождает зло.

1 Торнау Н.Е.
Изложение начала мусульманского законодательства.
СПб, 1850 1864.
С.
419.

Бгажноков.
Б.Х.
Очерки этнографии общения адыгов.
М., 1987.
С.
78.

3 Законы Ману.
М., 1960.
С.
59.
89
[стр. 215]

Принцип почитания старших.
В семье и за ее пределами он сильно сказывается на коммуникативном поведении младших.
«Не только сын перед отцом, но и меньший брат перед старшим сесть не смеет и не вступает в разговор в присутствии посторонних лиц.
Равно и в беседах, где встречаются старшие летами, молодые люди не смеют говорить громко или смеяться, но обязаны отвечать скромно на делаемые им вопросы».1 Эти модели, описанные известным русским историком первой половины XIX века сохранились почти без изменения и по сей день.
Вообще люди пожилые, независимо от статуса и пола, находятся здесь на особом положении, благодаря чему старость находит себе защиту от одиночества.
Немецкий ученый прошлого века К.
Кох писал в связи с этим: «В то время как у нас, к сожалению, государство очень редко берет под защиту стариков, и они зависят от молодого поколения, на Кавказе старики пользуются всеобщим почтением.
Тот, кто оскорбил старика или пожилую женщину, подвергнется не только всеобщему презрению, но и несет за это кару в зависимости от величины поступка».1 2 Данный принцип распространяется на все этнокультуры, где традиция имеет силу регулятора общественных отношений.
В регуляции коммуникативных актов и движений возрастные роли занимают не меньшее место, чем роли социальные.
Офицер русской армии Ф.
Торнау, находившийся в плену на Кавказе, писал: «Лета становятся у горцев в общежитии выше звания.
Молодой человек самого высокого происхождения обязан вставать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, молчать перед ним, коротко и почтительно отвечать на вопросы.
Каждая услуга, оказанная седине, становится молодому человеку в честь.
Даже старый невольник не совсем исключен из этого
правила».3 Следует, однако заметить, что это лишь общее правило.
Классовое деление об1 Броневский С.
М.
Новейшие исторические и этнографические сведения о Казказе.М., 1823.
4.1.
С.
123.
2 Кох К.
Путешествие по России и в Кавказские земли.
Нальчик.
1877.
С.
591.
3 Торнау Н.
Е.
Изложение начала мусульманского законодательства.
СПб.18501864.
С.
419.

216

[стр.,216]

щества вносило в него свои поправки.
Желание уступить более почетное, удобное место другому
выступает, с одной стороны, в качестве симптома воспитанности, вежливости, скромности, а с другой в качестве намеренной демонстрации этих свойств.
Когда второе берет верх над первым, названные действия приобретают показной характер и осуждаются.

«Почитание старших обычай, берущий свое начало в глубокой древности, он является в какой-то мере рудиментом первобытной геронтократии стариковластия».1 «Уважение к старшим внедряется в сознание людей как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и авторитет народа».2 То же самое наблюдается у индийцев, китайцев, японцев.
В древнеиндийском своде правил поведения «Законы Ману» имеются такие пункты: «119.
Не следует располагаться на ложе или на сидсньи, используемом стариком; занимающий ложе или сиденье, встав, пусть приветствует его.
121.
У имеющего обыкновение приветствовать, всегда почитающего старших, возрастают четыре качества долголетие, мудрость, слава и сила».3 Принцип гостеприимства.
Гостеприимство обычай, берущий свое начало в глубокой древности.
Он был и остается в той или иной мере обычаем всех народов земного шара.
Открытым считается вопрос о генетических корнях этой этической универсалии.
Б.
Бгажноков считает, что «в основе его лежит общечеловеческая
нравственность»4.
Ряд ученых склонны к мнению о том, что гостеприимство связано со склонностью рыцарей к странствованию.
Существует, кроме того, концепция, объявляющая гостеприимство порождением магии, религии.
При желании можно найти некоторые основания.
По которым гостеприимство
1 Золотарев Л.М.
Общественные отношения родовой коммуны.
М., 1932.
С.
42.
М г Бгажноков Б.
X Адыгский этикет.
Нальчик.
1978,0.37.
3 Законы Ману М., 1960.
С.
42.
4 Бгажноков.
Б.Х Очерки этнографии общения адыгов.
М, 1987.
С.
78.

217

[стр.,217]

рассматривается в виде одной из разновидностей жертвоприношения, так называемого «жертвоприношения людям».1 Есть и следующее объяснение, когда радушие и доброта хозяина связаны с «прежде всего боязнью открыть поле действия для дурного влияния...
Отказ вызывает гнев у просящего.
Этим вызываются дурные намерения, враждебная настроенность (близкая к зависти), которая, будучи раз пробуждена, обладает уже собственной силой и порождает зло.

Но этого-то следует абсолютно избегать».2 В этом плане Леви-Брюль прав, но трудно согласиться с тем, что они (эти мотивы) были исходными, а не производными от какого-либо другого.
Имеется в виду мотив, который должен был развиваться на почве практиковавшейся в эпоху первобытного коммунизма коллективной собственности.
«Сознание того, что все, чем располагает общество, является одновременно и твоим, не могло существовать без сознания «мое есть одновременно общественное».
Вот откуда берут начало необычайная щедрость и гостеприимство некоторых народов»3 Гостеприимство народов Дагестана и других кавказских народов во многом схожа с гостеприимством древних евреев, германцев, индейцев.
Следующее описание гостеприимства индейцев можно вполне отнести и к дагестанским народам: «Если кто-нибудь входил в дом индейца в любой индейской деревне, будь то односельчанин, соплеменник или чужой, женщины дома обязаны были предложить ему пищу.
Пренебрежение этим было бы невежливостью, более того, обидой...
Обычай этот соблюдался исключительно строго, и в то же время гостеприимство распространялось на незнакомых людей, принадлежащих как к своим племенам, так и к чужим»4.
Л.
Морган один из первых ученых, показавших, что гостеприимство порождение социальноэкономических отношений раннеродового строя.
Объяснение закона гостеприимства надо искать в «коллективном землевладении, в распределении 1 Законы Маму.
М.
1960.
С.
59.
2 Леви Брюль Л.
Первобытное общество.
М., 1930.
С.
74.
5 Вгажноков Б.Х Адыгский этикет.
Нальчик.
1978.
С.40.
4 Морган Л.
Г.
Дома и домашняя жизнь американских туземцев.
М., 1934.
С.
31.

[Back]