Проверяемый текст
Абакарова Райганат Магомедовна. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре (Диссертация 2003)
[стр. 91]

Мы ограничимся списком некоторых пунктов классического гостеприимства, свойственного кавказским народам.
В нем представлены лишь самые важные ритуалы, предусмотренные гостеприимством.
Сюда же включены
соответствующие пословицы, они, как известно, лучше всего отражают внешнюю форму и внутреннее содержание культуры этноса.
Гость представляется как священное, неприкосновенное лицо; обычай гостеприимства распространяется на всех, независимо от их состояния; правом гостеприимства пользуются стар и млад,
бедняк и богач, мужчина и женщина, враг и друг.
«Гость молодым не бывает».
«Если гостем пришел, то и твой враг твой друг».

Священный долг хозяина охранять покой и защищать честь гостя, даже если он кровный враг.
В случае необходимости он исполняет этот долг с оружием в руках.
«Гость в крепости сидит».
Наиболее почетным гостям принято дарить подарки, особенно если гостю что-либо понравилось.
Гостю, покидающему дом, помогают одеться, сесть на коня, держа лошадь под узды и придерживая левое стремя, проводить до границы села.

Таким образом, институт гостеприимства
выражает нормы неписанного устава поведения хозяина по отношению к гостю.
Существуют также правила, касающиеся поведения гостя в чужом доме.
Но на этом мы не будет останавливаться, отметим
только, что гость должен сделать все, чтобы остаться желанным.
Перечисленные пункты гостеприимства, безусловно, не исчерпывают всего содержания данного общественного института.
Но как предварительный материал для анализа они вполне пригодны.

По общему содержанию институт гостеприимства разных народов в целом одинаков.
Объяснить это можно только идентичностью форм исторического развития культуры всех народов земного шара.
Будучи своего рода эпицентром национальных и межнациональных контактов, гостеприимство играло ключевую роль в интенсификации и
91
[стр. 219]

пунктов классического гостеприимства, свойственного кавказским народам.
В нем представлены лишь самые важные ритуалы, предусмотренные гостеприимством.
Сюда же включены
также соответствующие пословицы, они, как известно, лучше всего отражают внешний рисунок и внутренний смысл традиционно-бытовой культуры этноса.
Таким образом, общественное мнение следит за тем, чтобы не нарушался намус, одним из институтов которого является гостеприимство.
Гость представляется как священное, неприкосновенное лицо; обычай гостеприимства распространяется на всех, независимо от их состояния; правом гостеприимства пользуются стар и млад,
бедный и богатый, мужчина и женщина, враг и друг.
«Гость молодым не бывает».
«Если гостем пришел, то и твой враг — твой друг».

Имеется специальное помещение, где можно обнаружить синтез этического и эстетического.
Это кунацкая1, самая ухоженная, обставленная красивой утварыо, вышитыми подушками и старинной, (потому ценной) красивой посудой.
Первыми проходят в кунацкую гости, вслед за ними остальные.
Гость, если желал, мог сохранить полное инкогнито.
Гостя не спрашивают, на какое время он прибыл.
Приличия требуют, чтобы хозяева в присутствии гостя не разговаривали между собой.
Совершенно исключается даже намек на то, что гость засиделся и ему пора домой.
Священный долг хозяина охранять покой и защищать честь гостя, даже если он кровный враг.
В случае необходимости он исполняет этот долг с оружием в руках.
«Гость в крепости сидит».
Наиболее почетным гостям принято дарить подарки, особенно, если гостю что-либо понравилось.
Гостю, покидающему дом, помогают одеться, сесть на коня, держа лошадь под узды и придерживая левое стремя проводить до границы села.

Расставаясь с гостем, желают ему счастливого пути и настоятельно 1 Кунацкая специальная комната для гостей.
220

[стр.,220]

просят заходить еще.
После прощания хозяин ждет, пока гость удалится на некоторое расстояние.
Таким образом, институт гостеприимства
регламентирует посредством ненаписанного устава, поведение хозяина по отношению к гостю.
Соответственно существуют также правила, касающиеся поведения гостя в чужом доме.
Но на этом мы не будет останавливаться, отметим,
что гость должен сделать все, чтобы остаться желанным.
Перечисленные пункты гостеприимства, безусловно, не исчерпывают всего содержания данного общественного института.
Но как предварительный материал для анализа они вполне пригодны.

Можно, в частности, указать на следующие особенности гостеприимства горцев.
По общему своему рисунку оно совпадает с гостеприимством народов, жизнеобеспечение которых основано на этнокультурной традиции.
Объяснить это можно только идентичностью и форм исторического развития культуры всех народов земного шара, и элементарных норм нравственности.
Сохранив за собой черты древнего, первобытного гостеприимства, гостеприимство дагестанских горцев эпохи феодализма приобретало уже совершенно иное качество: оно стало составной частью, конструктивным принципом «рыцарства» вообще и рыцарского этикета в частности.: «Есть три качества, пишет Дж.
Лонгворт, — которые в этих краях дают человеку право на известность храбрость, красноречие и гостеприимство; или острый меч, сладкий язык и сорок столов» Рыцарский этикет внес свои поправки в институт гостеприимства, дополнив его совершенно новыми пунктами, “по существу целиком подчинил его своим принципам»1 2.
Однако нет оснований полагать, что рыцарство породило гостеприимство.
Гостеприимство традиционно занимавшее важное место в быту горцев, в эпоху феодализма стало, кроме того, благодатной почвой для формирования и развития самобытного рыцарского этикета.
И дело не только в са1 Лонгворт Дж.
Год среди горцев.
Махачкала.
1971 С.
68.
2 Бгажноков Б.
X.
Адыгский этикет.
Нальчик.
1978.
С.
71.


[стр.,221]

мом уставе гостеприимства.
Место данного общественного института в традиционной бытовой культуре горцев Кавказа определялось, в первую очередь его социальными функциями.
Будучи своего рода эпицентром национальных и межнациональных контактов, гостеприимство играло ключевую роль в интенсификации и
оптимизации общения внутри этноса и за его пределами.
Оно стимулировало и облегчало передачу культуры от одного поколения к другому, выполняя тем самым функцию интеграции и социального контроля.
Наконец, гостеприимство способствовало трансляции и освоению культурных ценностей других, прежде всего соседних народов.
Можно поэтому согласиться с тем, что «кунацкая своего рода общественное учреждение, принадлежащее первоначально всей общине».1 «Здесь впервые исполнялись новые героические песни, делились новостями, молодежь обучалась песням, пляскам, политике, мудрости, истории, рыцарскому этикету всему, что необходимо молодому аристократу, а в новое время вообще молодому горцу.
Кунацкая была и рестораном, и концертным залом, и кабинетом, где решались политические проблемы, и университетом для подрастающего поколения»2 В настоящее время, уступив свои функции другим социальным институтам и учреждениям, гостеприимство утратило свое былое общественное значение.
И все же, несмотря на это, основные пункты горского гостеприимства прочно удерживают свои позиции в системе элементов нравственной культуры этноса.
Возникновение тех или иных обычаев, определяющих поведение внутри этноса, обусловленно всем ходом исторического развития данного общества.
В этнокультурной традиции категории «намус», «адат» возникли на основе табу, а табу по словам Фрейда то же, что и «категорический импе€ 1 Магомедов Л.
М.
Общественный строй и быт народов Дагестана.
Махачкала.
1974.
С.
295.
2 Налоев 3.
М.
Роль жгсуако в национальном и и межнациональном общении.
1976.
С.
90.
222

[Back]