Проверяемый текст
Козлова Е.А. Недружественное поглощение предприятий (рейдерские захваты), анализ современных способов, классификация и типология // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. – 2015. - №1(3). – С. 112-120.
[стр. 86]

86 в налоговой инспекции.
Пробелы в законодательстве дают практически беспрепятственную возможность регистрации ложных сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, поскольку Федеральный закон от
08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»136 не предусматривает возможности проверки достоверности этих сведений.
С момента регистрации в ЕГРЮЛ в качестве единоличного исполнительного органа физическое лицо получает легитимное право распоряжения имуществом юридического лица.
Получив свидетельство о регистрации сведений об исполнительном органе в Едином государственном реестре, рейдеры приступают к третьему этапу —
совершению неоднократных сделок с активами (недвижимостью) с целью создания, так называемого, добросовестного приобретателя.
Как указано в ч.

1 ст.
302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Такой уровень правовой защиты добросовестного приобретателя делает процедуру возвращения похищенного имущества законному собственнику крайне затруднительной.

Иначе говоря, на этапе создания добросовестного приобретателя криминальную операцию по захвату имущественного комплекса юридического лица следует считать оконченной.
Уже на первом этапе действия по незаконному захвату управления в юридическом лице следует квалифицировать по ст.
170.1 УК РФ, как представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию
136 См.: РГ.
2001.
10 авг.
[стр. 7]

7 ления, предусмотренного ст.
203 УК РФ.
Второй этап – непосредственно совершение регистрационных действий в налоговой инспекции.
Пробелы в законодательстве дают практически беспрепятственную возможность регистрации ложных сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, поскольку Федеральный закон от
08.07.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривает возможности проверки достоверности этих сведений6 .
С момента регистрации в ЕГРЮЛ в качестве единоличного исполнительного органа физическое лицо получает легитимное право распоряжения имуществом юридического лица.
Получив свидетельство о регистрации сведений об исполнительном органе в Едином государственном реестре, рейдеры приступают к третьему этапу
совершению неоднократных сделок с активами (недвижимостью) в целях создания так называемого добросовестного приобретателя.
Как указано в части
первой статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли7 .
Такой уровень правовой защиты добросовестного приобретателя делает процедуру возвращения похищенного имущества законному собственнику крайне затруднительной.

Так, на этапе создания добросовестного приобретателя криминальную операцию по захвату имущественного комплекса юридического лица следует считать оконченной.
6 Федеральный закон от 8 июля 2001 г.
№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета.
2001.
10 авг.; Парламентская газета.
2001.
14 авг.; СЗ РФ.
2001.
№ 33 (Ч.
I).
Ст.
3431.
7 Гражданский кодекс Российской Федерации [части первая, вторая, третья и четвертая].
Текст с изменениями и дополнениями на 15 января 2014 года М.: Эксмо, 2014.
С.
201.


[стр.,8]

8 На первом этапе действия по незаконному захвату управления в юридическом лице следует квалифицировать по ст.
1701 УК РФ как представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Однако данная норма в определенной части конкурирует со статьей 171 УК РФ, которая также предусматривает уголовную ответственность за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Текст статей полностью аналогичен, разница только в последнем слове (в статье 1701 – «данные», в статье 171 – «сведения»).
В качестве квалифицирующего признака статья 171 УК РФ предусматривает причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере.
Статья 1701 УК РФ предусматривает цель – внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений.
Возникает вопрос, а в каких же других целях можно подать документы в налоговый орган? Кроме того, предусмотрен квалифицирующий признак «в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество».
Однако эта фраза правовой ситуации в целом не меняет – если фиктивные документы только представлены в налоговый орган, преступление пресечено на первоначальном этапе, до завладения правом на чужое имущество достаточно далеко, и такая цель, по нашему мнению, практически недоказуема, если только сам подозреваемый не даст показаний, касающихся его умысла.
Если же добыты доказательства, свидетельствующие о намерениях подозреваемых завладеть правом на имущество юридического лица после регистрации фиктивных сведений в ЕГРЮЛ, такое деяние следует квалифицировать по ст.
30 и 159 УК РФ как покушение на мошенничество.

[Back]