ГЛАВА III. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРАДИЦИОННЫХ КОНФЕССИЙ В 1907 -1918 ГОДАХ §1. Православная церковь и духовно-нравственное состояние провинциального общества после первой российской революции Исторический период с 1907 1917 гг. в последнее время вызывает у исследователей повышенный интерес. При Советской власти он изучался поверхностно и однобоко. Большинство советских историков делило его на три части: период Столыпинской реакции (1907 1911), период нового революционного подъёма (1912 1914) и период нарастания революционного кризиса во время первой мировой войны (1914 1917)1.Гораздо больше внимания этому времени уделялось в эмигрантской и зарубежной литературе. Так, известный религиозный философ протоиерей Георгий Флоровский называет 1907 1917 годы периодом религиозного сдвига в сознании русского народа, начавшегося с послереволюционного «покаяния» и завершившегося Поместным Собором 1918 года2. Историк С.Г. Пушкарев рассматривает время с 1905 но 1917 год как единый период Думской монархии. С.С. Ольденбург периодом Думской монархии считает 1907 1914 годы, а остальной отрезок времени л рассматривает в контексте первой мировой войны . Виктория Боннелл в целом придерживается советской периодизации, выделяя «годы репрессий» (1907 -1911) и «предреволюционные годы» (1912 1916). Николя Верт подходит к периодизации иначе. Он называет 1905 1914 годы «провалом политической альтернативы», разделяя это время на «провал попытки установления парламентской монархии» (1905 1907) и «провал просвещенного консерватизма» (1907 1911), 19121914 годы он 1. Ходаков Г.Ф. Очерки истории Саратовской организации КПСС. 1898 1918. Саратов, 1968. Ч. I. С. 159 222; Черменский Е.Д. История СССР. Период империализма. М., 1965. С. 280-331. 2. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1983. С. 484 • 498. 3. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993. С. 369 398; Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. Вашингтон, 1981. С. 385 525. 152 |
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В 1907-1914 ГОДАХ §1. Церковь и духовно-нравственное состояние российского провинциального общества после революции 1905 —1907 годов Исторический период между двумя революциями (1907-1917) в последнее время вызывает у исследователей повышенный интерес. При Советской власти он изучался поверхностно и однобоко. Большинство советских историков делило его на три части: период Столыпинской реакции (1907 —1911), период нового революционного подъёма (1912 —1914) и период нарастания революционного кризиса во время I Мировой войны (1914 —1917).1Гораздо больше внимания этому времени уделялось в эмигрантской и зарубежной литературе. Так, известный религиозный философ протоиерей Георгий Флоровский называет 1907 1917 годы периодом религиозного сдвига в сознании русского народа, начавшегося с послереволюционного «покаяния» и завершившегося По2 рассматривает 1905 по 1917 год как единый период Думской монархии. С.С. Ольденбург периодом Думской монархии считает 1907 —1914 годы, а остальной отрезок врезмени рассматривает в контексте I Мировой войны. Виктория Боннелл в целом придерживается советской периодизации, выделяя «годы репрессий» (1907 — 1911) и «предреволюционные годы» (1912 —1916). Николя Верт подходит к периодизации иначе. Он называет 1905 —1914 годы «провалом политической альтернативы», разделяя это время на «провал попытки установления парламентской монархии» (1905 —1907) и «провал просвещенного консерватизма» (1907 1911), 1912 1914 годы он определяет как «политический застой и социальные брожения».4 Современные российские исследователи неоднозначны в подходах к периодизации межреволюционных годов. Ю.А. Щетинов именует это время |