контексте весьма интересными являются данные, полученные Г.А.Герасименко и В.П.Семьятшовым по Саратовской губернии в период «военного коммунизма». Волостные советы в 28 % случаев взимали налог со всего населения, используя подушный принцип налогообложения. С остающихся торговцев и зажиточных крестьян собирали 12,8 % всех налогов, а с земельных наделов —7,6 %. При этом всячески отказывались вводить прогрессивно-подоходное налогообложение, которое по всем волостям 93 губернии составляло всего 1,3 % . Непосредственно в селениях крестьяне требовали «поголовного налогообложения» в рамках общинных традиций, не исключая бедных94. Другим направлением деятельности «обновленных» волостных и сельских Советов местные власти определили мобилизацию в РККА. Т.В.Еферина приводит примеры, когда в некоторых селах, где были сильны позиции большевиков, крестьяне поддержали создание РККА и направили в ее состав своих односельчан. Она приводит пример, когда в постановлении волостного схода Ново-Акшинской волости Саранского уезда Пензенской губернии от 7 сентября 1919 г. читаем: «мы, граждане Ново-Акшинской волости Саранского уезда, сего числа, заслушав доклад представителей Саранской коммунистической организации Сергеева и Пронькина, единогласно постановили: 1) всеми силами помогать Центральной советской власти в создании могучей и крепкой Красной армии, которая только одна может привести нас к победе над врагами народа, а для этого (чтоб это было не на словах, а на деле) обязуемся всех дезертиров, всех шкурников гнать в три шеи из своей волости в ряды Красной Армии; 2)... мы даем слово весь излишек хлеба и других продуктов отдать на Красную Армию, а рабочим 92Декреты Советской власти. М., 1957. Т. I. С. 110-111 93 См.: Герасименко Г. А. Советская власть в деревне на первом этапе Октября (на материалах Поволжья) / Г. А. Герасименко, В. П. Семьянинов. Саратов, 1980. С. 158 159. 94См.: Кибардин М. А. Октябрь в деревне (на материалах Средпего Поволжья) / М. А. Кибардин, Е. И. Медведев, А. А. Шишкин. Казань, 1967. С. 104; ГЛУО. Ф. Р. 183. Оп. 1. д. 62. л. 15 107 |
В годы первой мировой войны, революционных потрясений произошла демократизация схода. Расширился круг его участников; постепенно втягивались в обсуждение общественных вопросов женщины. Но еще долгое время сохранялся старый принцип представительства сельского собрания обязательное участие домохозяина, который сохранял право голоса, все остальные: женщины, молодежь имели право совещательного голоса [91]. На сходах стали рассматривать новые вопросы, поставленные временем: крестьяне выбирали представителей в сельсовет, КОВ, посевкомы, в ревизионные комиссии и так далее, там же заслуживали отчеты о деятельности новых структур. Все чаще собрания проходили по случаю приезда «уполномоченного лица» с разъяснениями новых законов государства, политической ситуации в стране и в мире, популяризации агрономических знаний, введения кооперации, обсуждения вопросов, выставляемых сельсоветом. В годы смут крестьянские собрания происходили значительно чаще, нежели в старое мирное время, причем нередко собрания носили политизированный характер. Так, в постановлении волостного схода Ново-Акшинской волости Саранского уезда Пензенской губернии от 7 сентября 1919 г. читаем: «мы, граждане Ново-Акшинской волости Саранского уезда, сего числа, заслушав доклад представителей Саранской коммунистической организации Сергеева и Пронькина, единогласно постановили: 1) всеми силами помогать Центральной советской власти в создании могучей и крепкой Красной армии, которая только одна может привести нас к победе над врагами народа, а для этого (чтоб это было не на словах, а на деле) обязуемся всех дезертиров, всех шкурников гнать в три шеи из своей волости в ряды Красной Армии; 2)... мы даем слово весь излишек хлеба и других продуктов отдать на Красную Армию, а рабочим по твердым ценам. Спекуляцию хлебом и другими продуктами считаем предательством перед революцией, будем таковую пресекать в корне...5)... даем слово строго следить за деятельностью бывших кулаков, которые прикидываются друзьями трудящихся и при выборах постараемся не допускать таковых в Советы; 6) Колчаку и Деникину, несущим с собой кабалу и реакцию трудовому народу, мы говорим «Прочь с |