Проверяемый текст
Еферина, Татьяна Вячеславовна; Факторы социальных рисков и модели социальной поддержки крестьянства (Диссертация 2004)
[стр. 138]

Проведенное исследование показало, что сельские Советы в большинстве случаев стали работать с крестьянскими сходами в более тесном контакте.
На сходах стали рассматривать новые вопросы, поставленные временем: крестьяне выбирали представителей в сельсовет, КОВ, посевкомы, в ревизионные комиссии и так далее, там же заслуживали отчеты о деятельности новых структур.
Все чаще собрания проходили по случаю приезда «уполномоченного лица» с разъяснениями новых законов государства, политической ситуации в стране и в мире, популяризации агрономических знаний, введения кооперации, обсуждения вопросов, выставляемых сельсоветом33.

Сельские Советы все нововведения вводили исключительно через сходы.
Также считает и Т.В.
Еферина.
По ее мнению, которое она выдвигает на основе ссылки на архивные документы, кооперация, сберкассы, электрификация и другие нововведения внедрялись в крестьянскую среду также через сельский сход.
Так, в 1927 г.
по всей Новотроицкой волости были проведены общинные собрания по вопросам сберкасс,
на которых крестьяне принимали подобные решения: «доклад принять к сведению и по возможности, как только будут деньги, то таковые сдавать в сберкассы»34.
В Торбеевской волости Спасского уезда в 1928 г.
крестьяне постановили: «приобрести крестьянского
выигрышного займа укрепления крестьянского хозяйства на каждый двор населения села»35.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать несколько общих выводов.
Во-первых, нэповские экономические преобразования не означали модернизации политической сферы.
Выборы в представительские органы местного самоуправления на селе проводились на неравных, недемократических началах.
33ГАУО, ф.
200, оп.
1, д.
214, л.12»16 34ЦДНИ РМ, ф.
1262, оп.1, д.
2, л.
4-4 об 35ЦДНИ РМ, ф.
563, оп.
1, д.
66, л.
14 об 138
[стр. 230]

В годы первой мировой войны, революционных потрясений произошла демократизация схода.
Расширился круг его участников; постепенно втягивались в обсуждение общественных вопросов женщины.
Но еще долгое время сохранялся старый принцип представительства сельского собрания обязательное участие домохозяина, который сохранял право голоса, все остальные: женщины, молодежь имели право совещательного голоса [91].
На сходах стали рассматривать новые вопросы, поставленные временем: крестьяне выбирали представителей в сельсовет, КОВ, посевкомы, в ревизионные комиссии и так далее, там же заслуживали отчеты о деятельности новых структур.
Все чаще собрания проходили по случаю приезда «уполномоченного лица» с разъяснениями новых законов государства, политической ситуации в стране и в мире, популяризации агрономических знаний, введения кооперации, обсуждения вопросов, выставляемых сельсоветом.

В годы смут крестьянские собрания происходили значительно чаще, нежели в старое мирное время, причем нередко собрания носили политизированный характер.
Так, в постановлении волостного схода Ново-Акшинской волости Саранского уезда Пензенской губернии от 7 сентября 1919 г.
читаем: «мы, граждане Ново-Акшинской волости Саранского уезда, сего числа, заслушав доклад представителей Саранской коммунистической организации Сергеева и Пронькина, единогласно постановили: 1) всеми силами помогать Центральной советской власти в создании могучей и крепкой Красной армии, которая только одна может привести нас к победе над врагами народа, а для этого (чтоб это было не на словах, а на деле) обязуемся всех дезертиров, всех шкурников гнать в три шеи из своей волости в ряды Красной Армии; 2)...
мы даем слово весь излишек хлеба и других продуктов отдать на Красную Армию, а рабочим по твердым ценам.
Спекуляцию хлебом и другими продуктами считаем предательством перед революцией, будем таковую пресекать в корне...5)...
даем слово строго следить за деятельностью бывших кулаков, которые прикидываются друзьями трудящихся и при выборах постараемся не допускать таковых в Советы; 6) Колчаку и Деникину, несущим с собой кабалу и реакцию трудовому народу, мы говорим «Прочь с

[стр.,235]

Классовая направленность землеустроительной кампании усилилась в 1926 1927 гг.
[110].
Крестьянство реагировало не однозначно.
Так, Крюковское земледельческое общество с.
Жуково 12 февраля 1929 г.
утвердили приговор, в котором приняли на себя обязательство провести сортировку семян и первым представить это право маломощных дворам.
За невыполнение данного постановления на уклоняющихся община определила следующие взыскания: выговор, общественное порицание, отбывание вне очереди общественных повинностей, денежный штраф [111].
Козловское земледельческое общество решило орг анизовать семенной фонд и постановило: «с бедняка брать по 5 пудов, середняка 8, а зажиточного 10» [112].
В отчетах Мордовского ОК ВКПб зафиксированы многочисленные примеры выступлений крестьян на общих сходах.
Зажиточные крестьяне выступали против этих мероприятий, объясняя свою позицию следующим образом: «сколько бедноте не давай все прахом идет», «не следует делать засыпку семфонда, так как семенное зерно дают не всем, а только бедноте, а раз это так, то пускай они сами засыпают».
Беднота также выступала против, говоря, что никакой пользы от контрактации не имеет, так как приходится хлеб весь сдавать, «мне дали 5 рублей, рассуждал один бедняк, а с меня берут хлеба на 17 рублей, а лишнего у меня нет, разве это помощь бедноте?» [113].
Поземельные вопросы, рассматриваемые в рамках общины, не были лишены социальных аспектов.
В самом принципе уравнительного землепользования лежало общинное понимание равных условий жизнедеятельности всех членов общества.
Советские же органы изначально делали акцент на поддержку бедноты.
При этом надо иметь в виду, что порой крестьянская экономическая целесообразность брала вверх над социальной стороной, и общинники начинали сопротивляться наделению земельными участками возвращенцев, новопришлых, вдовствующих дворов.
Кооперация, сберкассы, электрификация и другие нововведения внедрялись в крестьянскую среду также через сельский сход.
Так, в 1927 г.
по всей Новотроицкой волости были проведены общинные собрания по вопросам сбер


[стр.,236]

касс, на которых крестьяне принимали подобные решения: «доклад принять к сведению и по возможности, как только будут деньги, то таковые сдавать в сберкассы» [114].
В Торбеевской волости Спасского уезда в 1928 г.
крестьяне постановили: «приобрести крестьянского
вышрышного займа укрепления крестьянского хозяйства на каждый двор населения села» [115].
Повсеместная широкая пропаганда кооперации стала распространяться с 1924 г.
В решениях партии и органов власти подчеркивалось проведение кооперативных начал с учетом решения проблем, прежде всего, бедноты [116].
В крестьянских обществах пропаганда велась следующим образом: приезжал уполномоченный, члены сельсовета собирали сход, где и происходило знакомство крестьян с основами и задачами кооперации, после чего предлагали записываться.
Так возникали «бычиные», коневодческие, птицеводческие, семеноводческие, пчеловодческие, овцеводческие, молочные, машинные, мелиоративные, огнестойкие товарищества, а также товарищества по совместной обработке земли; развивалась потребительская и кредитная кооперация.
Некоторые создавались для выполнения разовых задач, некоторые действовали на постоянной основе.
Лесопользование также контролировала община (сколько леса необходимо для строительства, сколько на отопление, выделяли специальные дни на вырубку леса, охраняли лес, строго наказывали нарушителей).
Под давлением государственных органов и при согласии общинников бедноте лес выдавали на льготных условиях, вне очереди лесом пользовались погорельцы и беднота.
На сходе решались судьбы так называемых «выморочных» хозяйств, имущество которых шло в фонд КОВ.
Традиционно проводились помочи при строительстве дома, полевых работах, проведении семейных торжеств.
Бескорыстные помочи стали редким явлением, все больше они требовали организации угощения, платы водкой [117].
Из воспоминаний: «помочи (по вывозке навоза) устраивали два раза в год: один раз зимой, другой летом.
На помочь обычно собиралось много народу, обычно с семи крестьянских хозяйств и с семью лошадьми.
Начинали помочь обычно с двух часов ночи с фонарями и пока всю работу не сделают, не кончали.
На лошадях сразу же навоз вывозили на поле...» [118].

[Back]