Проверяемый текст
Еферина, Татьяна Вячеславовна; Факторы социальных рисков и модели социальной поддержки крестьянства (Диссертация 2004)
[стр. 161]

о земледельческих хозяйствах.
Там, где такой возможности нет, целесообразнее исчислять норму с поправкой до среднеарифметической.
Сам размер нормы наделения следует рассчитывать по наличным душам, едокам обоего пола.
При этом каждого нетрудоспособного члена семьи как по возрасту до 12 лет, так и по болезни считать за 1/2 едока; каждого члена семьи от 12 до 16 лет —за 3/4 едока; свыше 16
лет —1 едока; если в семье только нетрудоспособные, то на каждого отводить по 54 количества земли на едока103 Сельские Советы принимали меры к урегулированию и ограничению случаев переделов земли.
Действующий земельный кодекс разрешал уравнительные переделы земли в обществах с общинным порядком землепользования и указывал сроки севооборота с полным переделом, а также учитывал частные переделы в виде скидок-накидок (1 раз в течение 1 севооборота).
Однако декрет не соблюдался на местах,
сельские Советы не везде контролировали ситуацию на местах и могли сладить с общиной и в НКЗ шли письма крестьян с возмущениями: «требования общего передела на практике сводятся к отобранию земли у старательного меньшинства унавоженных земель...
а унавоженные земли часто попадают в руки не имеющих инвентаря, лодырям, недавно прибывшим, и в результате хорошие полосы запускаются, а старательные хозяева принуждаются к использованию истощенных участков...>>104.

Поэтому в 1925 году все сельские Советы получили указание прекратить частые переделы, противоречащие Земельному кодексу105.
Только во второй половине 1920-х годов сельские Советы смогли взять в деревнях ситуацию с земельными переделами под контроль и полностью их прекратить106.
161 103РГАЭ, ф.
478, оп.
7, д.
161 104Там же 105РГАЭ, ф.
478, оп.
7, д.
43 106РГАЭ, ф.
478, оп.
7, д.
169
[стр. 198]

ние.
В этом вся суть» [4].
Но тем не менее в короткое время, под жестким контролем государства был создан механизм наделения землей крестьян, основанный на принципе перераспределения имеющегося земельного фонда.
Таблица 3.1.1 Группировка крестьянских хозяйств 1923 —1924 гг.
Группировки крестьянских Хозяйств 1923 г.
1924 г.
Без посева 5,3% Малопосевные (до 2-3 дес.) 43,0% 37,1% Средне-посевные (до 10 дес.) 48,9% 55,1% Многопосевные (свыше 10 дес.) 2,8% 3,5% Источник: РГАЭ, ф.
478, оп.1, д.
1815.
После первого распределения земель основными земельными проблемами крестьян стали чересполосица, узкополосица, дальноземелье, частые земельные переделы, нормы наделения.
Ведущий экономист, постоянный эксперт НКЗ в 1920-е гг.
П.
Маслов заметил: «чем плотнее земледельческое население и чем при этом экстенсивнее земледельческое хозяйство (государство), тем сильнее проявляется стремление к уравнительному землепользованию с обязательным севооборотом» [5].
Государство снова берет на себя функции контроля по вопросам землепользования крестьян и решения проблем, возникающих в связи с этим.
Так, с 1921 г.
НКЗ стал пропагандировать практикуемый в Тамбовской губернии метод распределения земли: в местностях с достаточным земельным запасом нормой наделения следует считать исчисленную эмпирико-статистическим путем на основании данных о земледельческих хозяйствах.
Там, где такой возможности нет, целесообразнее исчислять норму с поправкой до среднеарифметической.
Сам размер нормы наделения следует рассчитывать по наличным душам, едокам обоего пола.
При этом каждого нетрудоспособного члена семьи как по возрасту до 12 лет, так и по болезни считать за 1/2 едока; каждого члена семьи от 12 до 16 лет за 3/4 едока; свыше 16


[стр.,199]

лег 1 едока; если в семье только нетрудоспособные, то на каждого отводить по /г количества земли на едока [6].
НЗК принимал меры к урегулированию и ограничению случаев переделов земли.
Действующий земельный кодекс разрешал уравнительные переделы земли в обществах с общинным порядком землепользования и указывал сроки севооборота с полным переделом, а также учитывал частные переделы в виде скидок-накидок (1 раз в течение 1 севооборота).
Однако декрет не соблюдался на местах
и в НКЗ шли письма крестьян с возмущениями: «требования общего передела на практике сводятся к отобранию земли у старательного меньшинства унавоженных земель...
а унавоженные земли часто попадают в руки не имеющих инвентаря, лодырям, недавно прибывшим, и в результате хорошие полосы запускаются, а старательные хозяева принуждаются к использованию истощенных участков...»
[7].
30 апреля 1925 г.
было принято постановление пленума ЦК РК116 о прекращении частых переделов, противоречащих Земельному кодексу [8].
По всей России шла агитация перехода на широкие полосы.
Во второй половине 20-х гг.
государство активно осуществляло контроль за крестьянством в плане землепользования.
По мере укрепления власти на местах все активнее стал внедряться принцип социально-классового подхода в вопросах землеустройства.
В частности, 18 ноября 1924 г.
было принято решение, одобренное всеми заинтересованными структурами, «о проведении на местах классовой линии в вопросах землеустройства, обслуживании бедняцко-середняцких слоев, зажиме кулацких, земельных выделов, запрещении хуторов и развитии товарищеских форм землепользования...госбюджетном землеустройстве коллективов и беднейших слоев деревни» [9].
В.
П.
Данилов пишет, что наиболее ярко социальноклассовый подход в землеустройстве стал проявляться с 1926 1927 гг.
[10].
Таким образом, после первого революционного перераспределения земли (помещичьей, монастырской, казенной и т.
п.), настало время второго перераспределения внутри самого крестьянства —от наиболее обеспеченных к наименее, 199

[Back]